ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
3.1. Какова цель сотворения человека? | Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.
«Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…” (св. Максим Исповедник) |
Бог создал человека для исполнения закона. |
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? | Да
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23) |
Нет
Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8). |
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? | Да | Нет |
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? | Да | Да |
3.5. Что есть грех? | Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди. Разрыв общения с Богом через противление Его воле. | Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха. |
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? | Да
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7:48). |
Нет |
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? | Да
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола». |
Нет |
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? | Да
Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. |
Нет |
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? | Да
Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. |
Нет |
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? | Да
Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:22-23) |
Нет |
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? | Да
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию». |
Нет
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68). |
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? | Да
Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. |
Нет
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96). |
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? | Да
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему. |
Нет
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной. |
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? | Одну | До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую. |
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? | Нет |
Да. «Ударяйте их» (4. 38) |