Таинства Святой Церкви
Та́инство
(др.-греч. μυστήριον — тайна, лат. sacramentum — присяга, обязательство) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
Учение о таинствах основано на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Иисуса Христа, продолжается в Церкви.
В отличие от церковных обрядов (освящение воды, панихида и др.), сложившихся исторически, христианские таинства считаются установленными Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека.
История происхождения
В тексте Нового Завета термин μυστήριον исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия.
По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям. Эта точка зрения критикуется христианскими богословами, по мнению которых внешняя форма некоторых языческих мистерий была заимствована в первых веках н. э. из распространившихся христианских обрядов и таинств.
В IV веке Амвросий Медиоланский пишет трактат "О таинствах", где указывает, что таинство является очистительным обрядом, где видимый элемент после освящения (consecratio) скрывает невидимый. При этом он допускает, что таинства были и в ветхозаветном иудаизме.
Преподобный Феодор Студит в IX веке говорит о шести таинствах:
- Просвещение (Крещение);
- Собрание (Евхаристия);
- Миропомазание;
- Священство;
- Монашеское пострижение;
- Погребение.
При этом понятия μυστήριον и ἱερουργία в патристике могут употребляться как синонимично, так и с первыми попытками выделить «таинства в узком смысле» в особую группу по тем или иным критериям.
Количество и состав таинств
Семь таинств
Широко известен следующий список из семи таинств (Фома Аквинский, Сумма теологии. III, 65, 1). В русском православии учение о семи таинствах вводит Тихон Задонский в XVIII веке:
- Крещение (Baptismus) — трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
- Миропомазание (confirmatio) — освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро); заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
- Евхаристия (Eucharistia), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство — всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
- Покаяние (poenitentia) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа;
- Елеосвящение (unctio) — при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела;
- Священство (ordo) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
- Венчание (matrimonium) — христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме;
В православии
«Византийская Церковь, — пишет отец Иоанн Мейендорф, — формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств — крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, — тогда как иные предлагают более пространные перечни. Но есть и третьи — они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь». И только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Восточной церкви общепринятой.
Некоторые православные богословы (например, Алексей Осипов) и патрологи считают, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет. По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях Святых Отцов не встречается. Кроме того, они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определённого перечня.