Правило 6
Если случится, что в одной митрополичьей области, где много епископов, останется один епископ и он по нерадению не пожелает прийти и согласиться на поставление епископов, а собравшийся народ станет просить, чтобы им поставили епископа, которого они требуют, то должно прежде напомнить этому оставшемуся епископу через послания экзарха митрополичьей области (имею в виду епископа митрополии), что народ требует дать им пастыря. Мы считаем за благо ждать и его прибытия. Если же он и после письменного прошения не придет и не ответит, должно совершиться то, что удовлетворяет желанию народа. Для поставления епископа митрополии необходимо призывать и епископов из соседней митрополичьей области. Не позволяется же вообще поставлять епископа в село или небольшой город, для которого достаточно и одного пресвитера. Нет надобности поставлять туда епископов, чтобы не оказались в пренебрежении имя и власть епископа. Но епископы митрополичьей области, как я прежде сказал, должны поставлять епископов в тех городах, в которых они были и раньше. Если же окажется, что какой-либо город числом жителей увеличится настолько, что будет сочтен достойным и епископии, да получит ее.
Зонара. Различные правила определяют, что епископы должны быть поставляемы епископами той же области. Итак, если в области находятся различные епископы, и случится остаться одному епископу, потому что прочие умерли, или некоторые может быть извержены, или другие находятся в необходимой отлучке, и если люди тех городов просят поставить им епископов, должно, говорит правило, оставшегося епископа призвать грамотами областного митрополита, которого именует и экзархом, и напомнить ему, что люди просят поставить им пастыря, и ожидать прибытия его. Если же он, получив, как сказано, напоминание, не явится и не отпишет, то подобает удовлетворить желанию народа, то есть, должен дать им епископа митрополит области. А если имеет быть поставлен митрополит области, то должно, говорит, призвать и епископов ближних области. Но это было в то время, когда города сами по себе избирали епископов митрополий. Ныне же этого не бывает, а кому предоставлена хиротония епископов, те избирают архиереев чрез областных епископов. Далее правило постановляет, что не должно быть епископу в каком-нибудь селе, или в малом городе, для которого достаточно и одного пресвитера, что определено и 57-м правилом Лаодикийского собора. Это правило присовокупляет, что нет необходимости поставлять там епископа, чтобы ни уничижалось имя епископа и власть, но первенствующие в области епископы, то есть митрополиты должны поставлять епископов в те места, где и прежде, то есть издревле были епископы. Если же окажется, говорит, что какой-нибудь город, не имевший прежде большего числа граждан, сделался после того многолюдным, так что признан будет достойным епископии; то по причине множества людей может получить епископа, хотя и не имел его издревле.
Аристен. Если в то время, как народ просит себе епископа, епископы будут присутствовать, а одного какого-нибудь не будет; то должен быть призван и он. Если же по приглашению не захочет ни писать, ни прибыть, в таком случае просимый может быть рукоположен.
Ныне не действует это постановление, чтобы избрания епископов совершались клириками и первыми в городе, но они производятся митрополитами и епископами, как постановляет 12-е правило Лаодикийского собора и 19-е Антиохийского и многие другие. Итак, должно или всем епископам присутствовать при избрании, или отсутствующие посредством грамот должны выразить согласие на избрание с присутствующими.
Аристен. Когда поставляется митрополит, должны быть призваны и ближние епископы.
Когда имеет быть избран митрополит, то не все митрополиты со всего округа должны быть призваны на избрание его, но ближние; ибо этому невозможно и быть, если только, согласно с 25-м правилом Халкидонского собора, хиротонии во вдовствующие епископии должны совершаться в течение 3-х месяцев.
Аристен. В малый город и село, в котором достаточно и 1 пресвитера, епископ не поставляется; если же город сделается весьма многолюдным, в таком случае возможно.
Когда город мал, или село мало, и когда для них достаточно и одного пресвитера, не необходимо в них быть епископу, чтобы не уничижалось имя епископа. А если и малый город сделается весьма многолюдным, то не неприлично и для него поставить епископа.
Вальсамон. 12-е правило Лаодикийского собора и другие определили, что избрания епископов должны быть производимы не народом городов, но архиереями. Настоящее правило определяет, что, если случится из областных епископов одному какому-нибудь быть в отсутствии и если он не хочет явиться в собрание большинства, чтобы состоялось избрание для вдовствующей церкви, а городской народ просит архиерея; то экзарх области, то есть митрополит должен призвать посредством грамоты и отсутствующего епископа, чтобы поставление епископа было совершено всеми принадлежащими к области согласно с 4-м правилом 1-го Собора. Если же он не захочет явиться и не выражает своего согласия посредством письменного ответа, то должно состояться избрание по мнению большинства областных епископов; ибо не явившийся не должен ссылаться на незнание, или пренебрежение к нему, так как он был призван собором, но не явился. После сего определения в правиле относительно избрания на вдовствующую епископию (поскольку ранее 28-го правила Халкидонского собора митрополиты поставляемы были епископами, а не патриархом Константинопольским, как бывает ныне), правило говорит, что если имеет совершиться избрание митрополита, оно не должно быть совершено толико епископами, принадлежащими к той области, но должны быть приглашены и другие епископы, соседние, конечно, по причине важности митрополита, которого правило именует и экзархом области. Ибо таким образом избрание его будет совершенно свободно от подозрения, как произведенное большим числом епископов. А так как в том случае, когда избираемы были смиренные епископы в какие-нибудь бедные приходы, где часто и не было епископов, и как они ходили пешком и в других отношениях были в пренебрежении, оскорблялся архиерейский сан; то отцы определили не поставлять епископа в село, или местечко, или в малый город, где достаточно и одного священника, дабы не уничижалась архиерейская власть; но поставлять епископов в те многолюдные города, которые имеют архиереев издревле. Но как бы кто сказал, что несправедливо не иметь архиерея многолюдному городу по той причине, что не был поставляем в нем епископ издревле, ввиду сего отцы присовокупили, что в такой город должно и вновь поставлять епископа. И это так. A ты заметь и из настоящего правила, что недействительно избрание епископа, если оно совершится не в присутствии и не с согласия всех областных епископов; ибо правило определило призывать и одного из них, если он в отсутствии; и никто не может сказать, что поскольку достаточно большинства голосов, то отсутствие одного не составляет затруднения, хотя бы мнение его было и противно. Ибо по этой, как кажется, причине все архиереи, находящиеся в этом царствующем городе, призываются, когда должно совершиться избрание в какую бы то ни было церковь, и отсутствие одного препятствует этому. А поскольку правило говорит, что епископы должны быть поставляемы там, где и прежде были епископы; то некоторые говорили, что этого не должно делать для совершенно бедных селений, или городов, на том основании, что прежде избирались в них архиереи, когда они имели большое народонаселение, но причиною произведения архиерея должна быть многолюдность страны, а не древнее преимущество, и присовокупляли, что не должно избирать епископа в город, если он из многолюдного обратился почти в ничто вследствие нашествия иноплеменников, или по другому какому-нибудь стечению обстоятельств, но в многолюдные города избирать, хотя бы они и не имели прежде архиереев. Впрочем, боговенчанный, державный и святый наш император, быв много раз спрашиваем о том, должно ли избирать епископов в церкви, находящиеся на востоке во власти агарян, в эти церкви избирать епископов соизволил и общим повелением назначил тем, которые имеют быть избираемы, жалованье для безбедного существования до тех пор, по крайней мере, пока они будут находиться в своих церквах, дабы право принадлежащее этим церквам и империи сохранялось вечно, ибо он надеялся на восстановление в сих церквах христианства. А ставить епископов каким бы ни было образом в бедные селения не соизволил, но скорее изъявлял гнев на тех, которые поставляли таким образом, так как этим причиняется обида архиерейскому сану. Когда святейший митрополит Фивский Калоктен совершал избрания епископов вновь; то в синоде во дни святейшего патриарха господина Михаила, бывшего главою философов, было рассуждение о том, должен ли был митрополит делать это новое дело с разрешения собора, и все сказали, что заведенное Фивским митрополитом вновь, должно было быть дозволено великим синодом по расследовании, согласно с Апостольским правилом, в котором определяется, что без воли собора епископ не должен совершать ничего важного.