Правило 10
Если случится, что пресвитер, осужденный своим епископом, сочтет, вознесшись напыщенностью и надменностью, что должен приносить Святые Дары Богу отдельно, или задумает воздвигнуть другой алтарь в противовес церковной вере, такому да будет анафема.
Зонара. Если пресвитер, подвергшись наказанию может быть отлучением, вознесется надмением, то есть тщеславием и гордостию, и отдельно совершает приношение Богу, священнодействуя сам по себе, или сам воздвигнет новый алтарь вопреки церковной вере и уставу (ибо таковый производит смятение в церковном уставе, потому что вопреки обязанности пресвитеров долженствующих быть в подчинении у епископа, он – и противодействуя, и восставая на него поступает и против веры; ибо неверные будут смеяться над верою, когда увидят, что посвященные живут безчинно); – то таковых, по словам отцев, не должно оставлять без наказания; почему собор и подверг их наказанию анафемою. И 6-е правило Гангрского собора подвергло анафеме устрояющих незаконные собрания. А 31-е правило святых Апостолов осуждает таковых на извержение.
Аристен. Осужденный епископом, потом отделившийся от него и водрузивший алтарь, или совершивший приношение, подлежит наказанию.
Кто отлучен своим епископом и не обращался к собору, которому подчинен его епископ, с тем, чтобы собор исследовал дело об отлучении и исправил сделанное неправильно, но вознесшись надмением и гордостию, окажет пренебрежение к епископу, и от церкви отделится, и воздвигнет новый алтарь, и будет приносить Богу дары; таковый, поскольку делает это вопреки церковной вере и уставу, не должен оставаться без наказания, но должен быть предан анафеме.
Вальсамон. 31 апостольское правило устрояющих незаконные собрания клириков подвергает извержению, а мирян определяет отлучать, впрочем, после 1-го, 2-го и 3-го увещания; а настоящее правило и 6-е правило Гангрского собора предают таковых анафеме.
И так предлежит вопрос: чему мы должны следовать? Думаю, что то и другое будет согласно с правилом. Ибо прежде всего по апостольскому правилу произведшие разделение должны быть приглашены удалиться от зла, и если не послушают, должны подвергнуться извержению или отлучению. А если и после сего пребудут в падении, то есть в тщеславии и непослушании, должны быть преданы анафеме, отсеченные от здорового тела церкви как гнилые члены. Ибо тотчас предавать анафеме тех, которые учинили погрешность не в деле касающемся догматов, но по тщеславию и легкомыслию произвели бесчинство против церковного устроения, весьма жестоко, как мне кажется.
Прочти также 1-е правило Василия Великого, в котором указывается различие между еретиками, раскольниками и устрояющими самочинные сборища. А слова: раскол и самочинное сборище – здесь в несобственном смысле приложены к тем, которые по тщеславию и надменности восстают против своих епископов и отделяются от них.