Пост, как Божественное установление
Пост был дан как заповедь Адаму еще в Раю, где Бог запретил ему вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17). Если нарушение поста в Раю послужило причиной искажения грехом Богоподобной человеческой природы, то воздержание в посте способствует обратному процессу, то есть очищению души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Кронштадтского, «без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания – невозможно измениться к лучшему».
Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе:
- «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью…» (Тов.12:8);
- «Анна пророчица … не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:36-37);
- «… сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21);
- «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29);
- «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:3),
- «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве…» (1Кор.7:5).