13.02.2024, 14:25 | |
Святитель Софроний (1739 - 1813), епископ Врачанский, был одним из выдающихся деятелей болгарского возрождения. В миру Стойко Владиславов, родился в городе Котел (Казан), Болгария, в Османской империи, в православном семействе зажиточного торговца скотом. Учился в монастырской школе родного города по славянским и греческим церковным книгам. Работал портным, но проявлял склонность к духовным занятиям. В 1762 году был выбран чорбаджиями[1] города и принял рукоположение во священника. Стал учителем и книжником Котла. В 1765 году встретился со святым Паисием Хилендарским, который показал ему свою «Историю славяноболгарскую», с которой Софроний снял первый список – «Софрониеву перепись». Софроний, став учеником Паисия, в 1770–1775 годах предпринял путешествие на Святую Гору Афон. В 1792 году покинул Котел. Служил приходским настоятелем в городе Карнобат. В 1794 году отбыл в монастырь в селе Арбанаси и 17 сентября того года был рукоположен во епископа во Враце с именем Софроний. Там развил широкую общественную деятельность и по некоторым сведениям инициировал отправку посольства в Москву от имени врачанцев. Поддерживал связи с фанариотами. Посещал находившийся в его епархии Седмипрестольный монастырь в Старой планине. Усердно проходил свое епископское служение. В это время глава восстания кирджалиев[2], Осман Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Видине, и Софроний очутился между двух огней. В его крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других. Вслед за волнениями во Враце с участием войск видинского паши Османа Пазвантоглу в 1797 году покинул свой кафедральный город и скитался на северо-западе Болгарии. Три года он провел пленником в Видине. Эта пора была важным временем его самоопределения как писателя. Только в 1803 году получил возможность бежать и отбыл в Бухарест, где также служил клириком. По своему настоянию был освобожден от епископского сана, но продолжал подписываться как «Софроний Врачанский». В свой бухарестский период св. Софроний посвятил себя книжной деятельности и составил свои лучшие творения. В 1804 г. он написал свои «Записки», изданные Радовским в «Дунавском Лебеде» 1861 г. и в «Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество» того же года. «Записки» — книга страданий болгарского народа за время жизни святителя — производят сильное впечатление. В 1806 г. св. Софроний издал собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого, под названием «Кириакодромион» (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865). Это была первая печатная книга на новоболгарском языке. С 1806 по 1812 год стал одним из виднейших представителей болгарского народа в отношениях с русским командованием в течении очередной Русско-турецкой войны, призывая болгар содействовать русским. В последние годы жизни удалился в монастырь на окраине Бухареста. Последний известный подписанный им документ датируется 2 августа 1813 года. К концу жизни он стал виднейшим представителем болгарской литературы своего времени. Святитель Софроний скончался 22 или 23 сентября 1813 года. Канонизирован Болгарской Православной Церковью 31 декабря 1964 года. Примечание [1] Чорбаджи́и (от тур. corbaci – господин), в Болгарии в XVIII–XIX вв. (до освобождения в 1878 от турецкого ига) представитель социальных слоев, связанных с турецкой администрацией. [2] Кирджалии (турецкое kircali, буквально – житель полей, от kir – поле, равнина) – участники вооружённых отрядов, самовольно формировавшихся в ряде районов Балканского полуострова после окончания русско-турецкой войны 1787–91 главным образом из обезземеленных крестьян. Кирджалии подвергали местное, особенно болгарское, население грабежам и насилию; использовались турецкими феодалами-сепаратистами в борьбе против центральных властей. В начале XIX в. кирджалии были разбиты регулярной турецкой армией; их остатки перешли в качестве наёмников на службу к турецким пашам (например, Осману Пазвандоглу). | |
| |
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |