Правило 2
Если женщина вступит в брак с двумя братьями, пусть будет изгнана из Церкви вплоть до смерти, однако при смерти, если даст слово по выздоровлении расторгнуть брак, да будет по человеколюбию допущена к покаянию. Но если жена или муж умрет, состоя в таком браке, для оставшегося покаяние затруднительно.
Зонара. Если жена будет жить в браке с 2-мя братьями, то должна быть отлучена от церкви до смерти, если не соглашается разрушить брак; а если, умирая, даст обещание, что по выздоровлении разрушит брак, может принять тогда святое причастие и по укреплении в силах Должна быть допущена к покаянию, вместо: должна быть принята в разряд кающихся. А если одно из этих лиц скончается в незаконном браке, то для оставшегося покаяние трудно; ибо кающемуся в том случае доверяют, что он раскаивается, если он оставил грех; а если он еще делает зло, то как считать его кающимся, или как принять в число кающихся? Кто до смерти не оставил незаконного брака с женою, тот показывает, что, если бы она была еще жива, он не оставил бы греха. Таким образом, как пребывающий, насколько от него зависит, во зле, он должен иметь трудность в деле покаяния.
И как Василий Великий в 39-м правиле говорит: живущая с прелюбодеем есть прелюбодейца во все время сожития; так и живущий в незаконном браке грешит, пока не разрушит незаконного брака, и не должен быть принят в разряд кающихся.
Аристен. Вступившая в брак с 2-мя братьями да будет отлучена на всю жизнь; если же при смерти даст обещание разрушить сей брак, когда останется в живых, то должна быть допущена к покаянию; а если один из сожителей скончается, то оставшемуся покаяние трудно.
Вступившая в брак с 2-мя братьями и остающаяся в этом незаконном браке должна быть отлучена от церкви на всю ее жизнь. Ищи и Василия Великого 23-е правило. А если, будучи при смерти, даст обещание разрушить сей брак, когда останется в живых, то принимается в разряд кающихся; а каким образом — о сем ищи 67-е и 68-е правило Василия Великого. Но как бы кто сказал: «а если приблизится к смерти, то и тогда не должна быть удостоена божественных Таин?» — в разрешение сего отцы присовокупили, что если один из них умрет в этом беззаконном браке, то для остающегося в живых покаяние трудно по той причине, что беззаконие пресечено не по его мысли и произволению.
Вальсамон. Святые отцы настоящего собора изгоняют из церкви до смерти, то есть до тех пор, пока остается в живых, ту, которая по закону брака соединится с 2-мя братьями и не оставит этого незаконного брака. Но как бы кто сказал: «а если приблизится к смерти, то и тогда не должна быть удостоена божественных Таин?» — в разрешение сего отцы присовокупили, что если таковая жена, находясь при смерти, согласится расторгнуть брак по выздоровлении, тогда должно быть позволено ей причаститься; а после того как освободится от болезни и оставит незаконный брак, должна быть принята в разряд кающихся. Впрочем, так должно быть поступлено, когда расторжение брака совершится при жизни их. А если одно из сих лиц умрет в незаконном браке, то для оставшегося покаяние трудно; ибо кающийся в том случае почитается кающимся, если он оставил грех; а кто не оставил греха до смерти, тот показывает, что, если бы и еще оставался в живых умерший супруг, он не отстал бы от греха. Итак, потому, что живущий оказывается, насколько от него зависит, упорствующим во зле, он должен иметь трудность в деле покаяния. Если ото так, то не скажи, что настоящему правилу противоречит 78-е правило Василия Великого, в котором говорится: взявшего в сожитие двух сестер удостаивать божественных Таин после 7-летия. Ибо настоящее правило полагает закон о жене, вступившей в незаконный брак и не расторгнувшей его во всю ее жизнь, и поэтому не приемлемой на покаяние; а указанное правило предписывает вступившему в незаконный брак оставить грех, и поэтому принимает его на покаяние. Прочти еще 39-е правило святого Василия, именующее прелюбодейцею ту, которая живет еще с прелюбодеем. Таким образом заметь, что епитимии даются тому, кто согрешает и оставляет зло, а не тому, кто пребывает в нем, ибо этот остается совершенно отверженным. Но кто-нибудь спросит: если указанная жена не захочет дать согласия на оставление незаконного брака после выздоровления, то и умирая она не получит святого причастия? Решение. Настоящее правило не говорит ничего об этом, а я думаю, что немилосердно не удостоить таковую, если она православная, этого прекрасного напутствия при последнем издыхании. Посему, хотя бы и не дала такого согласия, она должна быть напутствована божественным причастием. И если по выздоровлении расторгнет незаконный брак, должна быть принята в число кающихся; если же нет, то совсем должна быть изгнана из церкви, как упорствующая во зле.