Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 128
menu

Правило 128

Угодно было: всякому, кто сочтет и скажет, что слова святого апостола Иоанна если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8) надо понимать таким образом: мы не должны говорить «в нас нет греха» по смирению, а не потому, что это истинно так, – да будет анафема. Ведь апостол продолжает и прибавляет следующее: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Здесь совершенно ясно показано, что это говорится не только по смирению, но и по истине. Ведь апостол мог бы сказать: Если говорим, что не имеем греха, себя возносим и смирения нет в нас, но сказав обманываем самих себя, и истины нет в нас, он ясно показал: тот, кто говорит, что в нем нет греха, не говорит истины, но лжет.

 

Зонара и Вальсамон. Апостольское изречение, говорящее: а́ще рече́м, я́ко греха́ не и́мамы, себе́ прельща́ем (1Ин.1:8), некоторые понимали так, что это должно говорить по смиренномудрию, а не по истине. Итак, тех, которые толкуют таким образом сказанное у апостола, отцы предают анафеме, говоря, что мысль апостола ясно открывается из последующих слов послания: а́ще испове́́даем грехи́ на́шя (1Ин.1:9) и из всего дальнейшего. И Давид говорит: во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́ (Пс.50:7); ибо если бы закон не покровительствовал браку, то совокупление, хотя бы было чадородия ради, считалось бы грехом, так как оно имеет возбуждение в плотолюбии и плотском пожелании. Посему-то и сказал Давид: во гресех зачала меня мати моя; ибо если рождение имеет причину в плотском пожелании тел, то таково, конечно, и раждающееся из них.

Аристен. Изречение Богослова а́ще рече́м, я́ко греха́ не и́мамы (в себе), себе́ прельща́ем – толкующие превратно, будто это сказано не истинно, а по смиренномудрию, анафема.
Поскольку мы все во грехах и никто не чист от скверны, хотя бы и един день жития его, то анафеме повинен тот, кто говорит, что апостол по смиренномудрию, а не истинно сказал слова: а́́ще рече́м, я́ко греха́ не и́мамы, себе́ прельща́ем. Ибо если бы он говорил это по смиренномудрию, то не сказал бы, что прельщаем себя, но возвышаем, ибо тот прельщает себя, кто заблуждается и обманывается, а не тот, кто говорит истину.