Правило 12
Если кто-то был просвещен крещением в болезни, он не может быть произведенным в пресвитера, ибо его вера не от произволения, но от нужды, разве только, может быть, ради его последующей ревности и веры, и за недостатком людей.
Зонара. Кто в здоровом состоянии откладывал крещение, а подвергшись болезни и имея в виду опасность для своей жизни, крестился, тот не должен быть произведен во священство, ибо можно думать, что он отлагал просвещение по любви к удовольствиям и из плотоугодия, и потому что хотел жить в небрежении и не подчиняться игу Евангелия, и вера его является произшедшею от необходимости, а не от произволения. А если после крещения окажется рачительным в сохранении божественных заповедей и твердым в вере, и если будет недостаток в людях, способных к священству, в таком случае может быть произведен.
Аристен. Крещенный по причине болезни да не бывает пресвитером, разве только по причине последующего подвига и скудости в людях.
Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поскольку оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа, как говорит 80-е правило святых Апостолов, 2-е — Никейского собора, 3-е — Лаодикийского и 10-е — Сардикийского. А крещенный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства — скудость в достойных людях и его подвиги после крещения.
Вальсамон. Один неверный, будучи здоров, не поспешил к крещению, а был просвещен, сделавшись больным. Итак, святые отцы говорят, что он, поелику был крещен не по благому произволению, а как бы побуждаемый нуждою болезни, по выздоровлении должен быть принят как верный, но не должен быть произведен в степень священства, разве только показывает рачение в добродетели и в сохранении Божиих заповедей, и есть недостаток в людях способных для священства; ибо тогда он может быть посвящен. Итак, заметь, что и то и другое должны действовать вместе, и ревность в добродетели и недостаток в людях; а при отсутствии одного из условий не должно быть преступаемо правило. Еще заметь из настоящего правила, я что как при крещении, так и при пострижении постриженный при последнем издыхании, отчасти должен считаться как монах, а отчасти и не должен быть принимаем подобно монашествующим, потому что и пострижение считается вторым крещением. Ибо если постриженный таким образом останется в живых, и покажет покаяние и труд достойный пострижения, он не будет считаться постриженным как бы недобровольно; но если вместе с пострижением приобщится общей чаши смерти; то у Бога, как по крайней мере я думаю, он будет принят, как бы сделался монахом в здоровом состоянии; ибо святые отцы с любовью приемлют и пострижения, бывающие по нужде, и как бы божественным гласом говорят: в чем найду тебя, в том и буду судить тебя; но у людей таковой не будет считаться постриженным, так что если ему оставлено что-нибудь под условием пострижения, и он при жизни не постригся, а принял монашескую жизнь при последнем издыхании и тотчас умер, то наследник его не получит оставленного под условием исполнения обещанного, но ему будет отказано судом, потому что скончавшийся не считается постриженным, а потому и условие считается не имеющим силы. Прочти еще 1-го титула 4-й книги (Василик) 5-ю главу, которая помещена в средине 1-й главы 2-го титула настоящего собрания, и согласно с настоящим толкованием истолкуй и ту главу, и скажи, что если получивший большое имение под условием, если будут у него дети, потом добровольно пострижется, находясь в здоровом состоянии, то он хорошо сделает, если оставит это имение на благочестивые дела, ибо в таком случае обратное возвращение имущества не должно иметь места. А если во время последних своих вздохов он не передаст этого имения на благочестивые дела, то, по причине неисполнения условия, должны иметь место постановления о возвращении.