Правило 116
Угодно было и то, чтобы все совершали утвержденные на Соборе молитвы, будь то предначинательные, заключительные, молитвы представления или молитвы на возложение рук, а других, противных вере, отнюдь не произносили. Да читаются те молитвословил, которые составлены мудрейшими людьми.
Зонара. Молитвы, говоримые священниками во время песнопения к Богу, различны: одне читаются прежде, которые и назвали (отцы) предначинательными; другие читаются после песнопения, и названы окончательными, как прилагаемые к песням и говоримые после них; а иные наименовали (отцы) молитвами предложения, так как оне предлагают людей Господу. Итак, собор определяет, чтобы говорились только молитвы утвержденные на соборе, какие бы оне ни были и как бы ни назывались, и не вводились бы другие, но чтобы говорились те, какие составлены просвещеннейшими. А сказав о возложении рук, собор упомянул о молитвах при рукоположении, ибо при рукоположениях архиерей, возложив руку на голову рукополагаемого, читает при сем молитвы. Итак, во всех указанных случаях собор определяет произносить уже утвержденные молитвы, а не новые, какие вводятся некоторыми в противность вере; ибо что не испытано отцами, сомнительно: является при этом страх, чтобы не оказалось чего-нибудь и нечестивого и противного вере; посему собор и отвергает новое.
Аристен. Угодно было, чтобы всеми совершаемы были моления, утвержденные на соборе, как предначинательные, так и предложения, или возложения рук, и чтобы никогда не были вводимы другие, противные вере.
Все должны соблюдать утвержденные соборами писания и молитвы, которые приняла церковь, т. е. песнопения, поемые до Евангелия, чтения из священных писаний, молитвы предложения, т. е. молитвы за оглашенных, чрез которые мы препоручаем их Богу, н молитвы возложения рук, т. е. благословения народу, совершаемые рукою епископа.
Вальсамон. По-видимому, некоторые епископы решались говорить необычные молитвы или в предначинаниях к божественным славословиям, т. е. в начале их, или в предложениях, т. е. в средине, или во время рукоположений. Итак, воспрещая сие, отцы говорят, что только те молитвы должны быть читаемы, которые прежде утверждены, т. е. обычные. Таково содержание правила. А в синоде сего царствующего града были различные определения, подвергающие запрещению священнодействия тех архиереев, которые, совершая богослужение в дни памяти усопших благородных и великих людей, говорят похвальные молитвы в стихах или простою речью. И поступающих так оказалось много. Точно также синодальным определением были подвергнуты отлучению чтецы, которые в те же дни памяти выполняли музыкальные и органные мелодии и обращали похоронную песнь в свадебную: и они справедливо были подвергнуты отлучению. А те, которые делают это посредством благоговейных песнопений, не насилующих природу, и аллилуиариев, выходящих из требований техники, т. е. основ сладкогласия, отлучаются несправедливо; ибо не с печалию, но по праздничному и торжественно мы ныне совершаем памяти усопших, вознося благодарение Богу, благоизволившему, чтобы усопший отошел из среды живых в православной вере, и удостоившему нас того, что мы нескрытно, а с полным дерзновением погребаем прелагающихся от нас, а не повергаем их в ущельях как падаль, что случалось прежде, когда еретическое возвышалось, а наше унижалось и преследовалось, как говорит Григорий Богослов в своих обличительных словах на Юлиана. Это и ныне делается у христиан, живущих между мусульманами. Но мы фимиамом, светильниками и торжественными собраниями воздаем честь усопшему, как освященному крещением, и поем над ним «непорочен», говоря от лица его: все́м се́рдцем мои́м взыска́х Тебе́, Го́споди, в се́рдце мое́м скры́х словеса́ Твоя́; на пути́ свиде́ний Твои́х наслади́хся и прочее (Пс.118:10-11, 14), что могут говорить Богу избранники его.