Правило 21
О женщинах, блудодействующих и зачинающих детей и изготавливающих зелья для убиения плода. Прежнее определение запретило им до смерти причащаться Святых Таин, и с этим соглашаются. Мы же, изыскав нечто более человеколюбивое, определили 10-летний срок покаяния по установленным степеням.
Зонара. Женщины, тайно совокупляясь с кем-либо и зачиная, дабы не быть узнанными, намеренно истребляют плод, или накладывая на свой живот тяжести и сжимая его, или принимая какие-нибудь зелья и повреждая плод носимый во чреве. Итак, это правило говорит, что прежнее определение таковых подвергало епитимии неприобщения до смерти, так чтобы только при смерти они удостаиваемы были божественного причащения. А мы, говорят отцы собора, изыскивая нечто более снисходительное, определили 10-летнюю епитимию, так чтобы оне удостаиваемы были божественного причащения чрез 10 лет, разделяемых по определенным степеням, или по местам епитимий – плачущего, слушающего, припадающего и купно-стоящего. И Василий Великий в своем 2-м правиле подвергает 10-летней епитимии тех, которые умышленно погубляют зачатый в утробе плод, и при сем говорит, что врачевание должно измерять не временем, но образом покаяния.
Аристен. Блудницы, принимающие детогубительные отравы, должны подвергаться 10-летней епитимии.
Принимающие истребительные зелья с целию уничтожить находящийся в утробе плод, должны быть под епитимиею в течение 10 лет: 2 года стоя и плача вне церковной ограды; 3 года стоя у царских врат и слушая божественные писания; еще 4 года внутри церковной ограды припадая в задней части амвона и выходя вместе с оглашенными, еще год стоя вместе с верными и участвуя в молитвах; и, таким образом, после сих степеней удостаиваясь совершенного общения.
Вальсамон. На основании древнейшего церковного определения только при последнем издыхании удостаиваемы были причащения божественных Таин тайно зачавшие и чтобы не быть узнанными, уничтожающие каким бы то ни было образом свой плод. А отцы сего собора, оказав более человеколюбия, определили, чтобы оне причащались по прошествии 10-ти годов, с разделением их на 4 степени епитимий, то есть на степень плачущего, слушающего, припадающего и купно-стоящего. А детогубительная отрава есть всякое средство, истребляющее носимый во чреве плод. Прочти 2-е правило святого Василия, также 91-е Трулльского собора и толкование их.