menu

Житие святителя Нифонта, патриарха Константинопольского
15.02.2024, 19:50

Святитель Нифонт родился около 1435-1440 года на Пелопоннесе (Греция), в очень благочестивой семье. По завершении образования он принял монашество в Епидаврионе. После смерти своего старца Антония он удалился на Святую Гору Афон, где подвизался в монастырях Кутлумусиу, Великая Лавра и Дионисиу.

За своё святое житие, учёность и красноречие афонские монахи понуждали его наставлять их, хотя смиренный Нифон отказывался, говоря что «не достоин лечить здоровых, но сам нуждается в излечении от них». После смерти в 1483 году митрополита Солунского, духовенство и паства епархии избрала Нифона своим пастырем и тот, убеждаемый монастырской братией и настоятелем, согласился принять архиерейство. Вскоре, в конце 1486 года, по настоянию Влахийской княгини, он был возведён на патриарший престол Константинополя. В течении двух лет он направлял корабль Церкви, но в 1488 году был смещён и удалился жить в аскезе в им же основаном скиту. В борьбе за влияние на избрание патриарха, характерной для всей эпохи турецкого ига, святитель был вновь выдвинут на Цареградскую кафедру, но пробыл на ней лишь год, с лета 1497 по лето 1498 года, и был снова вынужден удалиться.

Около 1500 года Влахийский воевода Раду Великий призвал святого первосвятительствовать в своих владениях. Пять лет святитель Нифонт являлся митрополитом Валахийским, ревностно служа Церкви, наставляя как князя так и всех людей без воззрения на саны и титулы. При нём были основаны две новых епархии с кафедрами в городах Рымнику-Вылча и Бузэу.

Весной 1502 года святитель был вновь, в третий раз, призван на Цареградскую кафедру, но отказался, предпочитая остаться с румынской паствой.

В 1505 году между святителем и воеводой случился спор. Воевода преступно попустил одному из своих бояр, бросившему своих жену и детей, вновь жениться на своей сестре. Святой Нифонт, нетерпящий беззакония, ушёл со своей кафедры, предрекая множество несчастий непокорному воеводе. Святитель убеждал своего верного ученика, боярина Нягое Басараба, что, если тот будет держаться Христовых заповедей то его имя прославится по всей румынской земле.

Святой со слезами благословил свою паству и, вместе с учениками Макарием и Иоасафом, вернился на Святую Гору, в Ватопедский монастырь. Зная, что Макарий жаждет исповедовать Христа мученическим подвигом и что такова воля Божия, он благословил его и тот принял смерть от турок за своё исповедание в Фессалониках. Святитель знал час его мученичества, сказав своему ученику Иоасафу – «Знай, сын мой, сегодня брат твой Макарий умер мученической смертью и с радостью восходит на небеса.»

Вскоре он вместе со своим учеником тайно отправился в монастырь Дионисиу. Здесь старец Петроний однажны видел святителя молящегося ночью, окутанного божественным светом. Святой Нифонт смиренно скрыл свой сан и исполнял послушания как обычный монах до тех пор пока святой Иоанн Предтеча не явился настоятелю во сне и не открыл ему святителя, повевая ему со всей братией с честью встретить его как патриарха.

Однажды святой, взойдя на корабль пришедший в монастырь, утихомирил бушующее море. В иной раз, когда братия просила его молитв за плавающих, святой наставлял их безленостно исполнять правило и воздерживаться от празднословия.

Наконец, чувствуя приближение своей кончины, святитель собрал братию и исполнил их последнюю просьбу, составив разрешительную молитву, читаемую на отпевании. Благословив своего ученика Иоасафа идти в Константинополь и там принять мученический венец за исповедание Христа, святой почил 11 августа 1508 года.

Мощи и прославление

По предсказанию святителя, благочестивый Нягое Басараб стал воеводой Влахийским в 1512 году. Помянуя своего наставника, в 1515 году воевода перенёс мощи святого Нифона в свои владения, в монастырь Дялу, где пожертвовал для них большой серебряный ковчег.

16 августа 1517 года в новоосвященном монастыре Куртя-де-Арджеш патриарх Константинопольский Феолипт вместе с Синодом Румынских земель и настоятелями Афонских обителей совершил торжественное прославление святилея Нифонта. Это стало первой официальной канонизацией святого в Румынии. В том же году мощи святого были возвращены в монастырь Дионисиу, который был полностью восстановлен на средства румынских воевод Василия Лупу, Нягое Басараба и Петра Рареша. Здесь они и пребывают по сей день. Однако, в благодарность, афонские монахи передали честные главу и десницу святителя Нягое Басарабу, который поместил их в свой Арджешский монастырь. Здесь они сохранялись до 1949 года, когда были перенесены в митрополичий собор в Крайове.

Категория: Н | Добавил: marshanskii
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar