Правило 8
Тех, которые были преданы и отпали и сами же пришли на подвиг, исповедали себя христианами и с истязаниями были ввержены в темницу, благословно в веселии сердца подкреплять и иметь с ними общение во всем: в молитвах, в причащении Тела и Крови Христовой, в утешении словом, чтобы, совершив подвиг более решительный, были удостоены и они почести вышнего звания (Флп.3:14). Ибо 7 раз, говорит Писание, падет праведник и встанет (Притч.24:16). Если бы все отпавшие исполнили это, то явили бы совершеннейшее, от всего сердца, покаяние.
Зонара. А если некоторые были указаны и преданы мучителям, или сами предались и уклонились от мученичества, быв побеждены казнями и не вынося страданий и мучений в темницах; потом возобладали над падением и исповедали, что они – христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения: таковых святый (отец) признает праведным принимать с радостью, и усиливать, то есть подкреплять и ободрять их к исповеданию, и быть в общение с ними во всем – как в молитвах, так и в причащении Тайн, и посредством слова утешать, то есть возбуждать их к мученичеству, дабы они были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, некоторые не сочли их недостойными принятия, приводить и свидетельство от Писания: 7-жды, то есть много раз, падет праведный и восстанет (Притч.24:16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от исповедания, то есть возобладали над падением и пред лицем мучителей исповедали себя христианами, то явили бы всем совершеннейшее покаяние.
Вальсамон. Некоторые были указаны и преданы мучителям, или предали себя добровольно; но, быв побеждены казнями, уклонились от мученичества; потом, раскаявшись и признав благое, исповедали, что они христиане, за что и были ввержены в темницы и потерпели мучения. Таковых святый (отец) признает справедливым принимать с радостию, укреплять в православной вере, иметь общение с ними как в молитвах, так и в причащении Тайн, и посредством слова убеждать, дабы были постояннее в подвиге и удостоились небесного царствия. Но чтобы за то, что они пали, принеся жертву, кто-нибудь не признал их недостойными принятия, приводит и свидетельство от Писания: 7-жды, то есть много раз, падет праведный и восстанет (Притч.24:16). И если бы, говорит, это сделали и все уклонившиеся от исповедания, то есть возобладали над падением и пред лицем мучителей исповедали себя христианами, то явили бы тем совершеннейшее покаяние. Итак, различие между тем, о чем говорится в настоящем правиле, и тем, что содержится в первом, состоит в том, что там уклонившиеся по причине мучений не обратились пред мучителями к исповеданию веры; а здесь уклонившиеся вследствие мучений, по благому раскаянию, исповедали Христа пред мучителями, и потому не считаются падшими.
Синопсис. Тех, которые быв преданы, отреклись (от веры), потом, возобладав над поражением, мужественно выдержали подвиг, мы со всею радостию и веселием приемлем в полное общение, дабы они, испытав сию радость, сделались еще более ревностными.