Правило 64
Священным собранием на многих Соборах определено, чтобы народ, который подчинен в приходах епископам и никогда не имел своего епископа, без согласия того епископа, которому изначально подчиняется, не получал собственных управителей, т. е. епископов. Ибо некоторые, как известно, насилием добившись некоего господства, отвращаются от общения с братией; когда же их обесславят, они, как бы по праву давнего господства, отстаивают свою власть. Так и многие пресвитеры, надменные и безумные, поднимают свои выи против собственных епископов, пиршествами и злонамеренными советами подстрекая народ к тому, чтобы по бесчинному расположению он поставил правителями их самих. Поэтому мы обязаны всячески бороться против них, чтобы за ними не сохранялись не только такие области, но и собственные их церкви, которые перешли к ним беззаконно; и чтобы они были публично изгнаны полномочием власти и смещены самой кафедрой первенствующих.
Зонара и Вальсамон. И 6-е правило Сардикийского собора определяет не поставлять епископа ни в малый город, ни в село, а настоящее правило говорит, чтобы не был поставляем епископ в приходы, зависящие от других епископов, разве только по согласию того епископа, которому приход принадлежал изначала, при этом правило называет епископов правителями (ὶϑυντάς), так как они управляют (ώς ὶϑύνοντας) народом и направляют его на правый путь веры и добродетели. Так определили отцы потому, что некоторые, вступив насильственно в обладание или господство над каким-нибудь местом, отвращаются общения с братиею, то есть с епископами; а когда их станут укорять, то есть обличать их недобросовестность, они ссылаются на давностное владение (δεσποτεία), как бы имея на то право вследствие продолжительного господствования, тогда как их владение, названное δυναστεία, было насильственным захватом. И из пресвитеров многие, тщеславясь и надмеваясь, вследствие своего неразумия, превозносятся и возстают против своих епископов, возбуждая народ пиршествами и злонамеренными советами, чтобы он поставил их себе правителями, то есть епископами, делая, конечно, это как бы по приязни к народу, каковая приязнь – безчинна; ибо проявляется и не благочинно и не канонически. «Это, – прибавил Епигоний, обращаясь к епископу Аврилию, – мы признаем нарочито вожделенным, – то именно, что ты многократно останавливал таковые покушения и отвращал их. Ввиду же злонамеренности некоторых, составляющих худые советы и соглашения, да будет подтверждено, чтобы жители прихода, который издавна подчинен был епископу и никогда не имел собственного епископа, не принимали особого начальника, то есть епископа». Когда Епигоний сказал только что приведенные слова, Аврилий ответил: это, то есть что сказано, я и делаю и обещаюсь делать. Ибо есть много таких, которые составляют заговоры со своим народом, то есть с тем, из которого вышли, и эти заговоры ведутся посредством обольщения: чеша и лаская их слух, то есть услаждая и увлекая их обольстительными словами (выражение: чеша слух – взято из апостола (2Тим.4:3), и употреблено в переносном смысле от животных, которые, когда человек гладит и чешет их своими руками, чувствуют удовольствие, усмиряются и делаются ручными), склоняя лестию на свою сторону людей зазорного поведения, паче же напыщаясь и отделяясь от сего нашего сословия, то есть от собрания епископов, они, в надежде на свой народ и на свою силу в тех местностях, где поставлены епископами, отказываются прийти на собор, несмотря на многократные приглашения; почему же отказываются? Потому что боятся, чтобы не были обнаружены их бесчинства. Итак, мы должны, если это всем угодно, всячески подвизаться не только в том, чтобы прекратить подобные злоупотребления и беспорядки и позаботиться, чтобы вперед того не было, но чтобы и отнять у них неправильно пришедшие под власть их церкви, и чтобы они открыто, со властию были извергаемы и изгоняемы «кафедрами первенствующих», то есть властию патриархов, или митрополитов. Ибо справедливость требует, чтобы прилепляющиеся к братиям, то есть единомысленные с целым собором, не только владели собственными престолами, но и удерживали в своей власти все спорные местности; а пренебрегающие единомыслием и братскою любовию, как мнящиеся быти довольными своим народом, которым были избраны на епископию, не только должны потерять те местности, в которых сделались епископами, но лишиться и собственных мест, если были куда поставлены: пусть они изгнаны будут оттуда властию светских начальников как мятежники, то есть как поднимающие руку (на чужое) и противящиеся правилам и епископам. На это некоторые сказали: такое промышление в умы всех водрузилось (ἐνεκϑέασϑη), то есть всеми принято, всех успокоило (выражение: ένεκδέασδη указывает именно на успокоение, образ которого есть сидение – τὸ καϑῆσθαι). И собор изрек: угодно.
Аристен. Противящийся приглашению собора и по надежде на свой народ пренебрегающий любовию братий, должен быть властию гражданского начальника лишен и того, что имеет.
Отнимающий чужое должен подвергнуться лишению и своего собственного. Итак, если кто из епископов или пресвитеров, привлекши к себе народ какого-либо прихода и убедив его обманом и ласкательством поставить себя в учители и начальники, то есть в епископы, и отделиться от того епископа, которому этот приход был подчинен прежде, и если, быв приглашаемы на собор для оправдания, в чем они обвиняются по этому предмету, не захотят явиться, то как пренебрегающие братскою любовию и надеющиеся на народ, должны быть лишены властию светского начальства и собственных церквей.