Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 11
menu

Правило 11

Были такие, которые вначале устремились в самое горнило гонения. Стоя вокруг судилища и видя святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания (Флп.3:14), в благой ревности готовые на всё, они предавали себя на эту борьбу со многим дерзновением, в особенности когда видели, что иные увлекаемы к падению и падают. Воспламеняясь за них внутренне и слыша в себе призыв к тому, чтобы одолеть возносящегося противника, они спешили на эту борьбу, чтобы противник не казался самому себе мудрым (см. Притч.3:7) из-за тех, кого счел побежденным его коварством, тогда как он, сам того не замечая, низлагается теми, кто стойко выдерживает строгание и бичевание, острие меча, жжение огня, потопление в воде. И когда некоторые просят совершать молитвы и прошения или за тех, кто был безжалостно наказан в темнице, а потом побежден голодом и жаждой, или за тех, кто вне темницы на судилище был мучим строганием и бичеванием, а после не устоял перед немощью плоти, то справедливо на это согласиться. Ведь сострадать и соболезновать скорбящим и рыдающим о тех, кого в борьбе одолела многая сила злохитрого диавола, иначе говоря, о родителях, братьях или детях, никому никак не вредит. Ведь мы знаем, что и ради веры других некоторые сподобились благости Божией в отпущении грехов, телесном здравии и воскресении мертвых.

Итак, помня о многих тяжких страданиях и скорбях, которые они прежде перенесли за имя Христово, и не только об этом, но и о том, что они раскаялись и содеянное ими предательство оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, к тому же имеют свидетельство, что их жизнь стала чужда гражданских занятий, наряду с прочим подобающим, мы в совместной молитве призываем на них милость Божию через Того, Кто стал ради нас Ходатаем ко Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ведь, говорит Писание, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши (1Ин.2:1–2).

 

Зонара. Смысл настоящего правила таков: стоявшие в кипящем гонении, то есть в крайний разгар его, и видевшие мучения святых, чтобы поспешить принять с неба венцы, по божественной ревности, предавали себя на мучения, устремившись на подвиг с большим дерзновением, поревновав святым в их терпении и охотно предав себя на мученичество, и в особенности воспламеняясь, то есть, разгорячаясь в сердце тем, что видели некоторых увлекаемых (то есть похищаемых, обольщаемых и отрекающихся от благочестия), спешили противустать увлекающему их лукавому, дабы он не хвалился тем, что преодолевает благочестивых, тогда как сам не примечал того, что он скорее терпит поражение от многих, показавших твердость в вере до смерти. Так, говорит правило, они поспешили на подвиг; но, по немощи плоти, не вытерпев мучений, были побеждены одни – страданиями в темницах, другие – пытками на суде. Итак, справедливо сострадать скорбящим о них. А скорбят, говорит, одни за родителей, другие – за братьев, иные – за падших детей; разделять скорбь со скорбящими о падших – никому не вредно, а равно и молиться с ними, соболезновать молящимся о них и принимать участие во всем, что прилично в этом деле, то есть что совершают эти падшие и что свойственно покаянию, как то: посты, слезы, всякие лишения, строгое соблюдение епитимий, раздача милостыни бедным, если они (падшие) состоятельны: через все это соделавшийся Ходатаем за нас примирит с нами Отца. За тем (святый отец) пользуется изречением Писания, которое взято из первого послания святого Апостола и Евангелиста Иоанна.

Вальсамон. Сказав выше, что добровольно вышедшие на подвиг и падшие, но не раскаявшиеся и не загладившие своего падения, должны подвергнуться большему стыду, как не доведшие здания до крыши, то есть не окончившие прекрасного дела, святой отец приводит теперь доказательство, как этого, так и прочего, говоря: стоявшие в кипящем гонении, то есть в разгар его, и видевшие мученичество святых, чтобы поспешить принять с неба венцы, по божественной ревности, с великим дерзновением предавали себя на мучения, в особенности когда видели некоторых увлекаемых (то есть похищаемых и обольщаемых диаволом, и падающих, отрекающихся от благочестия); воспламеняясь за них внутренно, то есть разжигаясь в сердце, как бы слыша призыв к противоборству, к одолению гордого и сопротивного диавола, поспешили вступить на мученичество, дабы диавол не похвалился и не явился сам пред собою мудрым, как победивший лукавством самовольно вступивших на подвиг (хотя он не замечал, что скорее сам побеждается подвижниками, вынесшими мучения). Итак, с верными, молящимися за таковых пострадавших и побежденных «праведно есть согласитися», то есть содействовать им, в чем следует, потому что не приносит никакого вреда – сострадать и скорбеть вместе с родителями, или с другими лицами, близкими к потерпевшим мучения и падшим, по ухищрению диавола. Ибо мы знаем, что многие получили благость и милость Божию через молитву других; поэтому то мы будем просить, чтобы им дано от Бога прощение, и будем в общении с остальными падшими, сознававшими потом свое падение и исповедавшими благочестие, помня подвиги их до падения, понесенные ими во имя Божие, затем – благое их раскаяние, и то, что есть свидетельство о них, что они считают себя чуждыми общения за свой грех. И не только мы должны быть в общении с ними, но и молиться об очищении их, принимая участие и во всем прочем, что прилично в сем деле, то есть в добрых делах, какие должны быть совершаемы за них, именно: в посте, милостыне и покаянии, через что соделавшийся Ходатаем за нас примиряет с нами Отца. Затем (святый отец) пользуется изречением Писания, которое взято из первого соборного послания святого Апостола и Евангелиста Иоанна.

Синопсис. С теми (из клириков), которые произвольно вышли на подвиг, потом раскаялись и оплакивают свой поступок, мы участвуем в молитвах и призываем на них милость Божию, в особенности, если они близки к разрешению из сей жизни.