Правило 59
Запрещаются перекрещивания, или повторные рукоположения, или перемещения епископов, и тот, кто не пожелал повиноваться кроткому увещанию вашей святости и исправить беззаконие, тотчас же да будет остановлен властью правителей и, после того как будет соблюден установленный порядок, да не считается принадлежащим Собору.
Зонара. И у священных апостолов в 47-м правиле постановлено не перекрещивать, разве только того, кто крещен нечестивыми, и в 68-м правиле определено, чтобы никто не принимал 2-го рукоположения. Итак, следуя этим правилам и сии отцы постановили то же самое, то есть что никто из имеющих из начала правильное крещение не должен быть крещен вновь. А если кто был крещен еретиками не истинным крещением, того должны крестить; ибо это не есть перекрещивание, потому что крещение, каким он крещен, должно быть считаемо не за крещение, а за осквернение. Не должно быть и перепоставлениям и прехождениям епископов на иный престол, так чтобы кто-либо оставлял собственную епископию и переходил другую. И тут же представили и дело такого рода, говоря, что известный епископ презрел собственный народ и вторгнулся в другую церковь, и что он многократно был увещеваем о сем, но не захотел оставить церковь, в которую вторгся не по правилу и, следовательно, говорят, по причине непослушания его необходимо приступити к начальнику страны, дабы получивший кроткое увещание и не оказавший покорности вышел по повелению правительства. На это Аврилий сказал: «по соблюдении установленного обряда таковый да не признается принадлежащим собору»; ибо не позволительно предавать посвященных лиц светскому начальнику для наказания, если не будут они предварительно извеpжены. Ибо, если какой-либо посвященный достоин наказания за какой-нибудь тяжкий грех, то предварительно он лишается священнического достоинства, и, таким образом, берет его начальник для наказания. Итак, слова: «по соблюдении установленного обряда» – значат то, что если соблюден установленный обряд, то есть если были сделаны ему увещания по правилам и он не покорился, то да не признается принадлежащим собору, то есть не должен считаться в числе епископов, но уже как отверженный и изгнанный из священнического списка должен быть предан светской власти. А это предание его светскому начальнику постигло его вследствие упорства его, то есть самомнения, непокорства, по которым он с пренебрежением отнесся к оказанной ему епископами кротости.
Аристен. Перекрещивания и перепоставления и прехождения епископов на иный престол не бывают. Итак, Кресконий, оставивший свой народ и вторгшийся в церковь Кенейскую, поскольку не возвращается после церковных увещаний, да будет остановлен властию светского правительства.
Кто крещен или рукоположен православными, тот не принимает 2-го крещения или 2-го рукоположения. Равным образом как настоящее правило, так и не малое число правил других соборов запрещают епископу переходить из одного города в другой. Посем-то названный епископ Кресконий, оставивший свою церковь или епархию и вторгнувшийся в Кенейскую церковь, которую не хотел оставить, несмотря на многократные братские увещания со стороны своих собратий и сослужителей, побудил их, хотя и против желания, обратиться к местному светскому начальнику, чтобы он своею властию возбравил ему то.
Вальсамон. В Капуе, говорят отцы, был собор и на сем соборе было определено не перекрещивать крещеных православными и не поставлять вновь тех, которые приняли рукоположение от православных епископов; и следуя определениям сего собора, неизвестного по крайней мере для меня (ибо он не причисляется к поместным соборам), те же самые местоблюстители Ситифенской Мавритании сказали, что, когда это воспрещено, то должны подлежать исправлению и прехождения епископов от одной церкви к другой, потому что и это можно считать как бы перекрещиванием, или перепоставлением; и тут же представили бывшее обстоятельство, что епископ Кресконий с пренебрежением оставил свой народ и вторгся в другую церковь. Быв же много раз увещаваем оставить чужую церковь, в которую вторгся вопреки правилам, и возвратиться в свою, не послушался сделать это. Итак, поскольку это достоверно и истинно, то они просят, согласно данному им наказу, чтобы предоставлено было их собору право обратиться к местному гражданскому начальнику и чрез него принудить Крескония удалиться из непринадлежащей ему церкви, что предписывают и царские постановления, то есть (гражданские) законы. Аврилий сказал на это: если соблюден обряд церковного установления, то да не признается Кресконий принадлежащим собору, но как мирянин должен быть предан правительственной власти, и пусть не жалуется на то, что делается с ним, ибо он сам предал себя во власть правительства собственною непокоривостию и пренебрежением к соборным увещаниям. Такова сущность правила. Обряд же (церковного) установления, о котором говорит Аврилий, что он должен быть соблюден, состоит в том, что тот, кто неканонически займет чужую церковь, по правилам должен быть приглашен оставить ее и после двукратного или однократного приглашения подвepгнуться извержению за непослушание; ибо непозволительно предавать посвященных лиц правительственному наказанию, если они предварительно не будут извержены. А предание посвященных лиц, после извержения, гражданским начальникам бывает не тогда только, когда собор не будет иметь возможности привести в исполнение свой приговор, но и в случае тяжкого преступления, когда за церковным наказанием должна последовать кара правительственная. Например, если кто-нибудь из посвященных окажется злоумышленником против царя и будет извержен, то после извержения он должен быть предан правительственной власти, дабы при исследовании открыл своих сообщников. А это так делается по 36 и 37-й главе 1-го титула 3-й книги Василик, которые суть части 123-й Юстиниановой новеллы и говорят, что пресвитеры и диаконы, давшие ложное свидетельство по уголовному делу, не только извергаются, но и подвергаются законным наказаниям; и что клирики, осужденные за уголовные вины, лишаются епископом степени, а гражданским начальником предаются на казнь по законам. Понимай эти постановления так, что они должны иметь силу только в указанных случаях; ибо кто будет относить тот же закон и к епископам, осуждаемым по уголовным делам, и станет утверждать, что и они после извержения должны быть предаваемы гражданскому начальнику, тот окажется говорящим пустые и хульные речи. Почему и определенное в правиле относительно епископа должно быть понимаемо так, что епископ принуждается последовать соборному приговору, и только. А о перекрещивании и перевоставлении прочти 47 и 68-е Апостольские правила.