Правило 19
О том, что должно после бесед епископов сначала особо совершать молитву об оглашенных, а после того как выйдут оглашенные – молитву о кающихся, и когда кающиеся подойдут под возложение руки и удалятся, тогда совершать 3 молитвы верных: 1-ю в молчании, 2-ю же и 3-ю – вслух, а потом уже преподавать мир и, после того как пресвитеры преподадут мир епископу, преподавать мир и мирянам, и таким образом совершать святое Приношение. И о том, что только одним священнослужителям позволено входить в алтарь и приобщаться там.
Зонара. Прежде епископы беседовали с оглашенными, оглашая и уча их. Потом читалась молитва об оглашенных, и когда те выходили, совершалась другая молитва о тех, которые были в покаянии, то есть в припадении и прочее, о чем говорит правило; но ныне не бывает того, что относится к кающимся, и я не знаю каким образом это прекратилось. Потом священники подавали епископам мир, то есть целование; ибо целование есть знак любви, а за любовью следует мирствование. И священникам опять подавали мир миряне, чего ныне не бывает, ибо упразднилось, как и многое другое совершавшееся в древности. И за сим было совершение приношения, то есть приносима была и освящаема бескровная жертва; a по совершении сей жертвы производилось раздаяние ее. А приобщаться ее внутри алтаря, по словам правила, дозволяется одним посвященным.
Аристен. После молитвы об оглашенных должно приносить молитву о находящихся в покаянии, а после сего молитву верных; и после мира, то есть целования, должно совершаться приношение; а входят в алтарь и причащаются священники.
Настоящее правило учит порядку молитв, как они должны совершаться; и говорит, что прежде совершается молитва об оглашенных, потом приносится молитва о тех, которые находятся в покаянии, и после сего молитва верных; потом бывает мир и целование, и таким образом совершается святое приношение и причащаются внутри алтаря одни священники.
Вальсамон. Оглашенными называются готовящиеся ко крещению, а находящимися в покаянии – те, которые за какое-нибудь согрешение подвергнуты епитимии; верными – удостаиваемые и святого причащения. Таким образом оказывается, что в тогдашнее время в божественном священнодействии имело место какое-то другое последование; и поэтому отцы определили здесь постановленное. А так как ныне это переменено на другое последование, то нет нужды представлять толкование этого. А мир бывает между епископами посредством целования; ибо целование есть знак любви, а за любовью следует мирствование. Заметь, что и настоящим правилом одним посвященным предоставляется приобщаться внутри алтаря. А о том, чтобы миряне не входили в алтарь, прочти 69-е и 70-е правило 6-го собора и настоящего собора 44-е правило.