Буддизм , индуизм и христианство
Сравнительная таблица
Буддизм
1.Буддизм представляет собой множество различающихся направлений и школ.
2. Основу вероучения буддизма составляют четыре «благородные истины»: 1) о страдании (страдание – важнейшая характеристика сансары, круговерти рождений (перерождений) и смертей); 2) о причине страдания (страдание связана со страстным стремлением / влечением к жизни, с неведением относительно природы «Я»); 3) о прекращении страдания (нирвана не подвластна страданию, нирвану можно рассматривать как результат исчезновения сансары); 4) о пути к прекращению (прекращения) страдания (нирвана достижима, если следовать особым путем, состоящим из восьми ступеней – благородным восьмеричным путём).
3. В буддизме отсутствует понятия Бога-Творца, более того, буддизм отрицает возможность бытия Единого надмирного абсолютного личностного Бога, в то время как Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (Быт.1:1).
4. Факт существования множества божеств в буддизме не отрицается, имеется даже культ поклонения им. Библия же говорит о воображаемых богах: «Все боги народов – идолы» (Пс.95:5).
5. Молитва есть плод личных отношений между человеком и Богом: кто не верует в Бога как в Личность, да к тому же не верует и в личносность самого человека (буддисты полагают, что не существует субстанционально неизменного личностного начала «Я», бессмертной субстанциональной человеческой души), не может и молиться.
6. Буддизм, в противоположность христианству, проповедует неприятие мира (тогда как христианство проповедует неприятие существующего в мире греха, греховности).
7. Буддизм учит, что мы страдаем потому, что желаем временного, и это удерживает нас в рамках иллюзии существования нашего «я», а христианство прямо говорит о том, что мы страдаем из-за последствий грехопадения: греха и смерти. Более того, согласно христианскому учению, личностные особенности человека отражают собой Божественные совершенства (разум, свободная воля, нравственное чувство, царственное достоинство и пр.)
8. Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства.
9. Аскетизм буддиста, в отличие от аскетизма христианина, исходит не из цели раскрытия личностных особенностей человека в правильном направлении, не из цели личностного соединения человека с Богом и ближними, а из цели единого постулата — восхождения в безличностность мнимую, ложную реальность.
10. Некоторые невоцерковленные люди считают себя одновременно буддистами и православными. Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие… – анафема».
***
Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные «мудрецы», индийские гуру, тибетские ламы, японские учители дзен-буддизма и т.п. … Суть же и цель всех этих «духовных» сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, сокрыть истинное болезненное положение души, создать иллюзию «духовного» и физического здоровья…Все эти учения есть духовный наркоз… Восточные религии внушают больному человеку, что он здоров, пробуждают в нем веру в свои совершенство и божественность, питают гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими «духовными утешениями», «видениями», переживаниями «блаженств», «покоя», «мира» и «бесконечности».
Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения к «лучшему» – он, как ему кажется, становится спокойнее, увереннее в себе, бодрее, даже радостнее, примиряется с ближними и т.п., но это плоды глубокой прелести, дворец этот выстроен на ложном основании – на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя.
архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Христиане иногда впадают в прелесть, а йоги в ней изначально находятся.
протоиерей Владимир Цветков
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри — волки хищные» (Мф. 7:15)
ТХЕРАВАДА | МАХАЯНА | ХРИСТИАНСТВО | |
---|---|---|---|
БОГ | Нирвана, абстрактная пустота. | Нирвана, абстрактная пустота, а также недифференцированная сущность Будды. | Объективно существующая и неизменная Личность. |
ЧЕЛОВЕК | Непостоянное соединение пяти составляющих. | Непостоянное соединение пяти составляющих. После смерти личность какое-то время существует в «Чистой земле». | Сотворен по образу и подобию Божьему. После смерти личность не прекращает существовать. |
ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА | Зависит от его земной жизни (отказа от насилия, воровства, беспорядочных половых связей, лжи, опьяняющих и т.п. веществ). После смерти человека, его душа, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, воплощается в людях, растениях, животных, небожителях. Цель пути – избавление от перерождений и от страдания (достижение нирваны). | Цель пути – уже не прекращение перерождений (нирвана), а пробуждение (просветление, бодхи).? | Зависит от его земной жизни (исполнения заповедей Бога). Всеобщее воскресение мертвых совершит Иисус Христос при Своём Втором пришествии. Участь праведников – бесконечное богопознание, богообщение и богоуподобление (обожение), грешников — вечные муки нераскаянных страстей и неспособности приобщиться к Богу. |
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА | Мы страдаем, потому что желаем того, что временно, и это удерживает нас в рамках иллюзии существования нашего «я». | То же, что и в тхераваде. | Мы страдаем из-за последствий грехопадения: греха и смерти. Будучи сотворены по образу Божьему, мы можем полноценно жить только в общении с нашим Творцом. |
ЕЕ РЕШЕНИЕ | Избавление от всех желаний, чтобы понять, что «я» не существует, и тем самым обрести постоянство. | Осознание природы Будды внутри себя. | Богообщение и обожение как цель жизни. |
СРЕДСТВА | Собственные силы. Следование Срединным путем и накапливание кармических заслуг. | Собственные силы. Восьмеричный путь, опустошение ума, исполнение ритуалов, осознание природы Будды внутри себя, заслуги бодхисатвы. | Синергия – совместные усилия Бога и человека в деле спасения. |
РЕЗУЛЬТАТ | Вхождение в нирвану, где «я» прекращает свое существование. | Возвращение в качестве бодхисатвы, чтобы помочь другим войти в нирвану или в «Чистую землю», откуда можно войти в нирвану. | Обретение полноценной жизни в вечном общении с любящей Личностью — Богом. |
Таблица. Будда и Иисус Христос
ТХЕРАВАДА | ХРИСТИАНСТВО |
---|---|
Будда не утверждал, что имеет какие-то особенные отношения с Богом. По сути дела, Будда вообще не считал вопрос о существовании Бога важным, поскольку полагал, что эта проблема не имеет отношения к избавлению от страданий. | Иисус говорил о Своём Богочеловечестве (см. Ин.3:16; 6:44; 10:30; 14:6,9) и явил его. |
Будда говорил, что он указывает путь, который приведет к избавлению от страданий и просветлению. | Иисус говорил, что Он Сам есть тот путь, благодаря которому мы можем обрести спасение и вечную жизнь (см. Ин.14:6). |
Будда учил, что путь к избавлению от страданий лежит в избавлении от желаний. | Христос учил, что избавление от страданий кроется не в избавлении от желаний, но в обретении правильных устремлений (см. Мф.5). |
Таблица. Бодхисатвы и Иисус Христос
МАХАЯНА | ХРИСТИАНСТВО |
---|---|
Есть много бодхисатв. | Сын Божий воплотился один раз. (Евр.9:27-28). |
Бодхисатвами движет чувство сострадания к миру, однако это чувство не отражает чувств, которые испытывает к миру Пустота. | Богочеловек Иисус Христос — уникальное проявление любви Бога к миру (см. Ин.3:16; Рим. 5:8; 1Ин.4:10). |
Бодхисатвы считают материальный мир иллюзией, от которой необходимо избавиться. | Библия говорит, что Бог сотворил вселенную и был ею доволен (см. Ин.1:3; Быт.1:31). |
Бодхисатвы преодолели свой грех (т. е. привязанность к своему «я», невежество) в процессе прохождения через множество жизненных циклов. | Иисус Христос был безгрешен с момента воплощения, и Ему не нужно было избавляться от греха (см. Мф.27:4; Лк.23:41; 2Кор.5:21; Евр.4:15). |
_________________________________
Индуизм
1. Термин «индуизм» появился в трудах европейских исследователей в XIX в.
2. Индуизм – широкое, сводное понятие, обозначающее совокупность политеистических верований, религиозных воззрений, племенных культов, философских и этических систем, распространенных на территории Индии и в некоторых других областях (например, в приграничных районах Непала, Индонезии), общим теоретическим компонентом которых является учение о дхарме.
3. Дхарма (держащее, поддерживающее, удерживающее). Этому термину сложно подобрать точный эквивалент. В зависимости от контекста употребления, слово «дхарма» может обозначать и универсальный закон мироздания, и религиозный долг, и совокупность норм, регламентирующих различные стороны жизни и деятельности человека.
4. Важное место отводится в индуизме понятиям «сансара» и «карма». Сансара (кроговерть) – бесконечная смена рождений и смертей (перерождений, переходов из одной жизни в другую). Рождаются и умирают, после чего вновь рождаются и умирают как индивидуумы, так и миры. Карма – закон нравственного воздаяния. В соответствии с этими представлениями, действия, совершаемые индивидуумом, влияют на его последующие перерождения.
5. Освобождение индивидуума от уз сансары – мокша – возможно. Этим подразумевается и освобождение от страданий, что достигается через избавление от духовного невежества. Называются разные способы осуществления такого освобождения. Впрочем, многие индуисты рассчитывают на то, чтобы хотя бы оказаться после смерти в «раю».
6. Индуизм не предполагает существования единой «церкви», объединяющей всех его представителей.
7. Важнейшие направления современного индуизма: вишнуизм, шиваизм, шактизм. В рамках этих направлений в качестве верховного божества почитаются: в первом случае – Вишну, во втором – Шива, в третьем – Дэви (Шакти)). Каждое из названных направлений подразделяется на более частные.
8. В отличие от христианства, для которого характерна вера в единственность Всесовершенного, Неизменяемого Бога, индуизм предполагает существование множества богов. Среди них выделяются главные и второстепенные.
9. Представление о праведном образе жизни индуиста включает представление о целесообразности совершения обрядов, исполнения заповедей, чтения священных текстов, исполнения молитвословий, совершения подаяний, соблюдения постов, осуществления паломничеств.
10. Примечательно, что в перечень жизненных ценностей включаются и приумножение богатства, и получение чувственных удовольствий (заметим, что хотя в ряде случаев в христианстве и не отвергается право стремления к обогащению, к некоторым чувственным удовольствиям, однако в принципе такие стремления могут расцениваться и как греховные страсти).
11. Многие индуисты высоко оценивают некоторые положения нравственного учения, представленного в Евангелии, в том числе в повествовании о Нагорной проповеди (которая оказала большое влияние на Ганди), но отвергают христианское представление о Боге.
12. Многих невоцерковленных христиан располагает к радости то, что индуисты нередко почитают Иисуса Христа. Необходимо помнить: они почитают Его как хорошего человека, как один из множества аватаров какого-либо «своего» бога, и не более того.
13. Уже сама идея, существующая в определенных кругах индуистов, о том, что Иисус Христос умер и погребен в Индии, указывает на непризнание индуистами Христа Богом, воплотившимся, умершим, воскресшим и вознесенным превыше всех Небес (по человеческому естеству).
14. Основа нашей веры — Воскресение Христово — для тех индуистов, которые признают историчность Христа и которые верят в историю про «воскресение», оно есть не более, чем один из результатов, которого Он достиг, будучи сильным йогом.
15. Индуизм, несмотря на его кажущуюся веротерпимость, не приемлет исключительность, богословие, организационную структуру христианства.
16. Понятие о «святости», которую пытается достигнуть индуист, значительно разнится с христианским понятием «святость». Согласно православному вероучению, святость подразумевает как праведность человека, так и его тесное, личностное, благодатное единство с Единым и Истинным Богом.