После мученической кончины святого Павла Онисим стал ревностно проповедовать учение о спасении. Он был арестован и предстал перед Тертуллием, римским градоначальником, пылавшим к нему особой ненавистью за то, что тот обратил в истинную веру жену его брата. Когда Тертуллий спросил, почему Онисим ушел от своего господина, тот ответил: «Теперь я слуга единственного Господина — Иисуса Христа». «А кто же заплатил за твое освобождение?» — «Христос, Сын Бога Живого, искупил меня собственной кровью», — уверенно отвечал Онисим. Он с презрением говорил о почитании идолов, поэтому Тертуллий приказал его пытать.
Онисим не просто был безучастен к боли, но, казалось, даже испытывал радость в этом испытании. Через восемнадцать дней, видя, что твердость святого в заключении и при пытках привлекает к нему расположение язычников, тиран выслал Онисима в город Путеолы, недалеко от Неаполя. Несмотря на запрет властей, Онисим сразу же начал проповедовать Евангелие — и вскоре многие его слушатели обратились в христианство.
Узнав об этом, Тертуллий приказал схватить проповедника и в оковах доставить в столицу. Узник, отказываясь принести жертвы идолам, смело отвечал на вопросы судьи. Тогда его растянули на спине и долго бичевали. Затем его тело стали разрывать на куски: и чем больше крови вытекало на землю, тем сильнее душа его укреплялась в надежде на вечное благо. Поняв наконец, что он ничего не добьется, тиран приказал раздробить святому члены ударами палок и, не дождавшись окончания казни, вернулся в преторий. Св. апостол преставился под ударами. Его многоценные останки были собраны впоследствии одной благоговейной горожанкой.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря