Top.Mail.Ru
Лествица - Откровение Иоанна Богослова
menu

Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва, также известное как «Апока́липсис» (др.-греч. Ἀποκάλυψις Ἰωάννου, лат. Apocalypsis Ioannis) — последняя книга Нового Завета в Библии. Единственная апокалиптическая книга в Новом Завете и вторая вместе с ветхозаветной Книгой пророка Даниила в каноне Библии. Церковная традиция называет её автором Иоанна Богослова, создателя одноимённого Евангелия, с чем не согласно большинство современных библеистов. Традиционно считается, что книга написана в конце I века.

В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.

 

главы

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22

 

Название и жанр

Книга называется по первой строчке: «ἀποκάλυψις ἰησοῦ χριστοῦ, ἣν ἔδωκεν αὐτῶ ὁ θεός, δεῖξαι τοῖς δούλοις αὐτοῦ ἃ δεῖ γενέσθαι ἐν τάχει» (1:1, «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре»). Хотя откровение дано Иисусу Христу, традиционно принято называть книгу «Откровением Иоанна Богослова». Греческое слово «откровение» или «раскрытие» (с др.-греч. — «ἀποκάλυψις», апока́липсис) ввиду специфики содержания произведения, сегодня ассоциируется прежде всего с катастрофами.

Учёными принято относить Откровение Иоанна Богослова к жанрам апокалиптической литературы, пророчества и послания. Консенсус касательно жанровой принадлежности книги к апокалиптической литературе сложился в XX веке. Американский библеист Джон Коллинз выдвинул классическое определение жанра как литературы откровения, в которой «внеземная сущность раскрывает людям трансцендентальную реальность, временность бытия, предполагаемое эсхатологическое спасение…». «Откровение» — единственная новозаветная апокалиптическая книга, входящая в канон. Вторая апокалиптическая книга в каноне Библии в целом наряду с ветхозаветной Книгой пророка Даниила. Отдельные апокалиптические мотивы также присутствуют в Евангелиях и Посланиях. «Откровение», вероятно, является первым среди записанных произведений этого жанра, после чего были созданы и прочие: Апокалипсис Петра, «Пастырь» Ерма и прочие. Апокалиптическая литература, по мнению историка Ирины Свенцицкой, предназначалась для чтения вслух, в ходе которого чтец усиливал при помощи интонации таинственные и пугающие образы. Того же мнения придерживается Дэвид Барр, добавляющий, что текст использовался во время таинства евхаристии.

Отнесение книги к жанру пророчества тяжело ввиду размытости понятия. Грант Осборн, говоря о главном отличии жанра пророчества от апокалиптической литературы, рассматривает характер повествования. Пророчество — более оптимистичный жанр, поскольку оставляет надежду для искупления сейчас для будущего спасения, в то время как апокалипсис — более пессимистичен. В нём вся надежда лежит на будущем, а не настоящем. Иоанн и сам называл свою деятельность пророческой. Иоанну надлежало «пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (10:11).

Также Откровение Иоанна Богослова является посланием. Так считал и сам автор, используя такие формы, как «Иоанн — семи церквам, находящимся в Асии…» (1:4). 2 и 3 главы также являются прямым посланием конкретным церквям Малой Азии. Библеист Эдвард Эуне считает, что автор следует древней традиции облачать божественные откровения в форме послания; это преследует цель облегчить чтение книги во время службы.

Авторство

«Иоанн Богослов в молчании», 1679 год. Зимний дворец

 

Автор называет себя Иоанном: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии» (1:4, а также 1:1, 9; 22:8). Судя по тому, что адресанту не потребовалось дополнительно обозначать себя, церкви хорошо знали Иоанна, а автор был отлично знаком с происходящим во всех семи малоазийских церквях и был для этих общин авторитетной личностью. В Отк. 1:1 он зовёт себя «рабом», чья миссия — передать людям то, «чему надлежит быть откровение». Он упоминает, что находился на острове Патмос в Эгейском море, когда получил видение (1:9). Иоанн (др.-греч. Ἰωάννης) — довольно распространённое имя среди древних евреев, поэтому чтобы отличить его от тёзок используют имя Иоанн Патмосский. Однако является ли Иоанн Патмосский и Иоанн-апостол одним и тем же человеком — противоречивый вопрос с античных времён.

В конечном итоге церковное предание отождествило автора «Откровения» с Иоанном Богословом, учеником Иисуса и автором одноимённого Евангелия, что позволило включить книгу в канон. Сам автор никогда не отождествляет себя с апостолом и не говорит о своей всеобщей известности в христианском мире, но ранняя христианская традиция в целом едина касательно этой теории. Большинство древних писателей свидетельствовало об апостольском происхождении Откровения. Такого мнения придерживались известные богословы ранней Церкви Иустин Философ, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ириней Лионский (бывший знакомым с епископом Смирны Поликарпом, который в свою очередь, по свидетельству Иренея, был лично знаком с Иоанном Богословом). Однако ещё в античности авторство было поставлено под сомнение. Самое известное мнение высказано Дионисием Александрийским (середина III века), который указывал на разность стилей письма у авторов Откровения и Евангелия от Иоанна: в Евангелие он был грамматически правильным, в то время как в «Откровении» были ошибки. Также замечалась разность богословских построений: в «Откровении» автор акцентирует внимание на будущем спасении и конце света, когда евангелист говорит о поиске спасения в настоящем времени без частых ссылок на будущее. Дионисий заключает, что в Малой Азии действовали два раннехристианских деятеля по имени Иоанн. Он не ставил под сомнение то, что Откровение написано человеком по имени Иоанн, и характеризовал его как «человека святого и вдохновленного Богом». Наличие сходства между Откровением и прочими Иоанновскими писаниями Нового Завета находит широкое признание в современной науке. Однако большинство современных учёных относят «Откровение» и Евангелие к перу разных людей.

Определённой популярностью пользуется теория, высказанная Евсевием Кесарийским о том, что авторство принадлежит не Иоанну Богослову, а так называемому Иоанну Пресвитеру, которого упоминает Папий Иерапольский как ученика Иисуса, отличного от Иоанна Богослова. Однако исследователи сомневаются в том, пытался ли Папий в действительности провести границу между двумя Иоаннами. Специалист по Новому Завету Роберт Маунс говорит, что даже если рассматривать свидетельство Папия таким образом, на основании лишь одного упоминания имени Иоанна Пресвитера невозможно высказывать предположения касательно авторства.

Датировка

Храм, посвящённый императору Домициану (81—96) в Эфесе, чьей церкви Иоанн среди прочих написал послание

 

Ириней Лионский первый датирует текст «Апокалипсиса» концом правления императора Домициана (81—96), с чем согласны многие другие ранние церковные деятели и большинство современных библеистов, но в то же время существует так называемая «ранняя» датировка концом правления Нерона (54—68) или сразу после него. Эта точка зрения стала на время доминирующей в науке XIX века, после чего доминировать стала традиционная датировка.

К правлению Домициана вслед за Иринеем книгу относят Ориген и Климент Александрийский в начале III века, а среди более поздних авторов: историк Евсевий Кесарийский, писатель и автор Вульгаты Иероним Стридонский, комментатор «Откровения» Викторин Петавский. Из текста «Откровения» следует конфликт между верностью христианской вере и следованию наказам Римской Империи, если толковать образ зверя как Рим, а фрагменты вроде 14:9; 16:2 и другие, где речь идёт о начертаниях, которые все обязаны носить под страхом смерти — распространением культа императора. Культ обожествления императора плавно развивается и был также укреплён в Малой Азии I века. Культ прочно устоялся при Нероне, а неподчинение ему стало уголовным преступлением во время правления Домициана. В самой книге также описываются существующие или ожидаемые гонения против христиан. Иоанн был сослан на Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1:9). Когда снимается пятая печать, говорится: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (6:9).

Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

 

назад