Top.Mail.Ru
Лествица - О молитве
menu

О молитве

Моли́тва 

– обращение человека к Богу или к Его святым (Богородице, ангелам, душам праведников) как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, испрашивания милостей или благодарения.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить».

В основе христианства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Не умеющий или нежелающий молиться человек в каком-то смысле атеист. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним никакой связи… Верующий человек – это человек молящийся!

Молитвой мы не Бога приближаем к Себе, а себя к Богу. Бог всегда рядом. Священномученик Дионисий Ареопагит использовал для иллюстрации этого такой образ: как бы находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы бы притягивали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу. Молитвы не вычитывают, а творят или совершают.

 

 

Виды молитвы

Молитвы просительные, – когда просим у Бога помощи. Покаянные, когда сделав худое дело, просим прощения. Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога.

Один старец говорил, что один раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».

Ступени молитвы

Различают три ступени в качестве молитвы — устную, ума и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений.

Первая ступень — молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.

Вторая ступень — когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. Умная молитва не обязательно произносится про себя.

Третьей ступенью является молитва сердечная — когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем.

Молитва и жертва

Самая сильная молитва — та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Есть древняя традиция сочетать сугубые молитвенные прошения с постом (Тов.12:8, Дан.9:3, Мф.17:21, Мк.9:29, Лк.2:37, Деян.13:3, 1Кор.7:5), пешим паломничеством, милостыней. Иначе мы просим у Бога чуда, а сами не хотим и минимальную жертву принести в подтверждение важности нашей просьбы.

Преподобный Паисий Афонский рассказывал:
Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их.

Старец сказал несчастному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви.

Отец девочки спросил:
– Чем же пожертвую, батюшка?

Старец сказал:
– Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
– Нет у меня никакой страсти.

Тогда старец спросил:
– Сигареты куришь?
– Да, – ответил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец.

Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи.

Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу.

Но старец с твёрдостью сказал ему:

– Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём.

Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением?

• Потому, что часто люди живут без Бога, не исполняют Его заповедей и взывают к Нему лишь с потребительской установкой. Такую установку можно назвать «молитвенным взяточничеством». В Священном Писании читаем: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» (1Ин.3:22).
По словам одного богослова «мы слишком часто говорим о Его молчании, но слишком редко о нашей глухоте».

• Потому, что мы немилосердны. По словам свт. Иоанна Златоуста «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?».

• Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обладаем всеведением, как Бог, который абсолютно точно всегда знает что и когда нам требуется для спасения.

• Потому, что хотим получить без труда. Иногда молящиеся бывают как дети, но не в смысле искренности, к которой призывал Христос, а в требовании получить просимое немедленно и без труда. Есть поговорка: Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя. Господь ждёт, когда и мы приложим собственные усилия для достижения просимого. Он готов помочь нам, дать Свою благодать, а мы просим сделать за нас.
Преподобный Авва Дорофей: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени».

• Потому, что решаем за Бога каким образом Он должен ответить на нашу просьбу. Мы считаем, что молитва должна исполниться определённым образом, но Бог всегда знает как лучше её исполнить, ведь мы можем ошибаться, а Он нет. Например, просит человек внимания в молитве, Бог автоматически не лишает его помыслов, а приводит в церковную лавку к книге, которая учит нерассеянной молитве. Или мы просим о здравии тяжело больного человека, а Бог не исцелит его, но через болезнь или земную кончину приведёт к себе его близких и спасёт и больного по их молитвам.

• Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение (Ин.20:29). Человек развивается преодолевая трудности, в духовной жизни та же закономерность. Некоторые подвижники не молили Бога об избавлении от страстей, желая больших венцов в Царствии Небесном.

• Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каждому человеку вечного спасения и блаженства, а не сиюминутного утешения.

• Длительность прошений испытывает степень желания. Недаром сказано: «Долготерпите в молитвах». Посмотрим примеры из Евангелия: расслабленный ожидал исцеления у купальни 38 лет; согбенная женщина 18 лет, кровоточивая – 12 лет.

Нередко после усердной молитвы человек думает: «Нужно ли мне это в действительности?» Молящийся дух ведь не только стучится в Небесные двери. Он еще и спускается в глубины сердца. Миновав поверхностные слои, те места, где живут привычные желания, человек сходит глубже, туда, где этих желаний может уже не оказаться. Там могут оказаться другие нужды и просьбы, более важные и не такие заметные на первый взгляд.

• В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной. По словам прп. Иоанна Лествичника: «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?»

 

 

Можно ли читать молитвы от женского лица?

Молитва – не мантра, не заклинание, а живое обращение к Богу, святым или бесплотным силам. Поэтому естественно женщине обращаться в молитве от собственного имени.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь?

  • Требуется изучать опыт тех, кто преуспел в молитве. Существует много книг об этом.
  • Необходимо посещать церковные богослужения, где всё приспособлено для концентрации на молитве.
  • Важна регулярная личная молитва.

Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.

Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества.

С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.

Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами.

Свт. Игнатий (Брянчанинов): Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.

 

Как же Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8)?

 

Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных искренних чувств, как мантру. В Св. Писании есть пример языческой молитвы. Жрецы Ваала, собравшись на Кармил, от утра до полудне призывали имя своего идола, говоря: “Ваале, услыши нас!” (3Цар.18:26). Этот принцип использовали и фарисеи.

Цель молитвы — не сказать как можно больше слов. Цель – войти в молитвенное состояние. Это такое состояние, состояние духа, ума, при котором молитва не проявляется в каком-то выражении, а она постоянно присутствует в сердце.

Что касается продолжительных молитвенных правил, то они сложились в полном согласии со словами Спасителя: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф.11:12). В молитве, кроме благодарности и славословия, могут быть и земные прошения, о чем говорит Иисус Христос: “Просите и дастся вам” (Мф.7:7). При этом Господь призывает к настойчивости (Лк.18:1-7), (Лк.11:5-13). Следовательно 8‑ой стих говорит не о продолжительности наших молитв и настойчивости в прошениях, а о качестве ее. Подвижники веры опытно убеждались, что долгий молитвенный труд очищает и освещает душу.

Почему иногда молитвы исполняются, но не так, как нам бы хотелось?

Бог премудр и всеведущ, Он всегда предлагает человеку то, что для человека действенно и посильно. Его действие направлено в первую очередь на духовное исцеление, спасение в вечности.

Прот. Максим Козлов:
“Нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться – может быть, армии, тюрьмы.
Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога”.

Существуют ли особо сильные молитвословия против дьявола?

Дьявол боится не текста, не определённых слов, а искренней веры. Вспомним, что сам дьявол, во время искушения в пустыне, свободно цитирует Христу 90‑й псалом который считается особенно сильным орудием против демонов.

На молитве следует остерегаться:

  • Игры воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься.
  • Поиска благодатных состояний. Нужно исключить искусственное подогревание эмоций, чтобы не принять душевное утешение за духовное и не встать на путь духовного самоудовлетворения.
  • Видений и откровений. Им не следует доверять и считать себя недостойными их.
    Из “Отечника”: Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе». Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез.
  • Злословия. “Отцы церкви строго запрещали призывание проклятий, даже на головы врагов, — в молитве за других можно просить только того, что просишь для себя, то есть преимущественно благ небесных и духовных”. патролог. А.И. Сидоров

 

Нужно ли заставлять себя молиться?

Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания. (святитель Игнатий (Брянчанинов))

Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется этому твоему усилию, этой работе для Него. (свмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский)

назад