menu

10:19
Сегодня начинается "Постная триодь". Неделя о мытаре и фарисее. Что это значит?

 

Нет. Это еще не Великий пост, но уже первые звоночки. Период Триоди Постной делится на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). 

Давайте вместе разберемся что это такое и с чем его едят.

Трио́дь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. 

 

Краткая история книги

Триодь как единая книга, охватывающая весь подвижный годичный круг, появилась в IX веке и выделилась из Тропология – сборника VIII–IX вв., который содержал только церковную гимнографию (и этим отличался от Лекционария, куда помещали преимущественно богослужебные чтения: прокимены, паремии, фрагменты Апостола и Евангелия).

Триодь как отдельная книга появилась после того, как преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста. В итоге получился избыток изменяемых песнопений, который уже не мог умещаться в Тропологии наряду с гимнографией неподвижных праздников, так что появилась специальная книга. Самая древняя сохранившая греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук (РАИК 109).

На начальной стадии (греческие Триоди – до XII века, славянские – до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, которая охватывала весь период и Великого поста, и Пятидесятницы. При этом преобладал другой порядок расположения песнопений – пожанровый: стихиры, каноны, кондаки, седальны размещались отдельно. Также отличительной особенностью раннего периода можно считать вариативный состав Триодей: различные рукописи содержали своеобразные наборы песнопений (например, в одной из редакций присутствовали трипеснцы святого Климента, которые потом были удалены из Триодей)

После XII века в греческих Триодях (в славянских – после XIII века) устанавливает современный состав и порядок песнопений; также появляется деление на Постную и Цветную Триоди. При этом в истории славянской Триоди зафиксировано три варианта такого разделения:

  1. Студийский тип (древнейший, до XIV века): граница проходила между Лазаревой субботой и Неделей ваий (отсюда и название второго тома  — Цветная Триодь, так как Неделя ваий называлась Цветной неделей);
  2. Иерусалимский тип (XIV–XVII вв): граница перед Лазаревой Субботой (то есть Постная Триодь завершалась службой пятницы 6‑й седмицы, а служба Лазаревой субботы уже открывала Триодь Цветную).
  3. Никоновский тип (с сер. XVII века) – современный тип, когда Цветная Триодь начинается Пасхой. Интересный факт: редакторы книг при патриархе Никоне в середине XVII века выпустили новое издание Постной Триоди сразу после переиздания Служебника и прежде работы над другими книгами — в 1656 году.

Об издании начала XX века. В начале XX века комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Сергия) работала над новыми изданиями текста Триодей, в котором славянский текст был исправлен. Оба издания успели выйти до революции: Постная Триодь в 1912 году, Цветная Триодь — в 1914 году. К сожалению, из-за революционных событий (а также отчасти из-за того, что сама работа комиссии не афишировалась и замену Триодей планировали провести постепенно, без шума и административного давления) процесс распространения новых Триодей был остановлен, а когда в 1970‑е гг. было возобновлено издание богослужебных книг, то в качестве оригинала взяли старую версию Триодей.

Триодь постная

Период Постной Триоди охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом только в 59 из этих 70 дней употребляется сама книга Постная Триодь: в течение двух первых седмиц она используется лишь по воскресным дням (то есть непосредственно в Недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне) и только начиная с субботы мясопустной употребляется на богослужении ежедневно.

Период Триоди Постной логично делится на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней).

Перечислим по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10):

  • Неделя о мытаре и фарисее;
  • Неделя о блудном сыне;
  • Неделя мясопустная (о Страшном суде);
  • Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье);
  • 1‑я Неделя Великого поста – Торжество Православия;
  • 2‑я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы;
  • 3‑я Неделя Великого поста – Крестопоклонная;
  • 4‑я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника;
  • 5‑я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;
  • 6‑я Неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим.

В церковном Уставе есть интересный принцип: Церковь настолько дорожит песнопениями Триоди (так как многие из них читаются/поются раз в году), что во всех сложных случаях старается не сокращать тексты Триоди, но все песнопения Триоди исполнить за богослужением.

Просмотров: 39 | Добавил: marshanskii | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar