Крещение или Просвещение
Креще́ние
(др.-греч. βάπτισμα — «погружение в воду») — одно из важнейших таинств в христианской Церкви. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии. Таинство крещения состоит либо в погружении (однократном или трёхкратном, в зависимости от конфессии) человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером (священником) установленных молитвословий. Таинство крещения признают все христианские конфессии, хотя и не в одинаковом смысле.
В Послании к Римлянам говорится, что крещаемый умирает с Христом (умирает для греха), чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Рождение от воды и Духа
Одним из ключевых отрывков Нового Завета, который нередко соотносят с крещением, являются слова Иисуса Христа иудейскому раввину Никодиму:
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
— Ин. 3:3—5
Различие в конфессиональном понимании крещения во многом обусловлено разным толкованием именно этих слов Христа. В православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях традиционно под рождением от «воды и Духа» понимается таинство крещения, которое одновременно приравнивается к духовному возрождению (рождению свыше) человека. У баптистов и пятидесятников распространено мнение, что в отрывке нет речи о таинстве крещения в традиционном христианском понимании.
Крещение в ранней Церкви
Купель в Мамшите, IV век
В апостольские времена крещение чаще всего следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа, практически без особо длительной подготовки (Деян. 2:37—46, Деян. 8:26—40, Деян. 9:10—19, Деян. 10:44—48, 18:8, Деян. 19:5—7).
Впоследствии возникла потребность в основательной подготовке к крещению. Во II веке повсеместно утвердилась практика предварительного оглашения (наставления) всех желающих принять крещение. До VI века подготовка взрослых людей к крещению была обязательной и называлась «оглашением» (или «катехизацией»). Оглашенные делились на несколько разрядов (до пяти), а само оглашение могло длиться до трёх и более лет.
Древняя церковь знала так называемое «крещение кровью» (baptisma sanguinis) во время гонений, когда даже некрещённый водою мученик (martys) за Христа признавался святым. Но это исключение обуславливалось взглядом на крещение, как на смерть для мира (для греха), и если пострадавший, заявивший себя христианином во время страданий, оставался в живых, то крещение кровью обязательно восполнялось.
В древности обряд воцерковления родившегося или уверовавшего во Христа человека, а также его оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. Перед крещением требовалось искреннее покаяние и желание исправить свою жизнь, полагался 40-дневный пост, в течение которого совершалось ежедневное торжественное отречение от прежних своих религиозных заблуждений, от дьявола и всех дел его, и сочетание со Христом, исповедание христианской веры и её тщательное изучение. Всячески поддерживая готовящихся к крещению, вместе с ними постилась и вся христианская община. Отголосками этой традиции остались Великий пост перед Пасхой и пост перед Рождеством, которое раньше праздновалось в один день с Крещением Господним. Если верный христианин переселялся в другой город, то община давала ему сопроводительное письмо, по которому его принимала в евхаристическое общение община христиан другого города.
Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского епископа, принял крещение от собственного отца в 30-летнем возрасте, Василий Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования. Это объясняется тем, что в этот период (IV—V века) бытовало мнение, что грехи, совершённые после крещения, не прощаются. Поэтому, некоторые крестились даже на смертном одре. Однако уже в 124-м правиле Карфагенского Собора 397 года содержится анафема в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев и новорождённых детей. На крещении младенцев настаивал Киприан Карфагенский.
Крещение в православии
Порядок (чин) крещения
Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Порядок совершения церковного обряда оглашения и таинства крещения находится в требнике. Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Широко распространено также крещение обливанием, однако патриарх Алексий II призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание. Обливательное крещение, хотя и не считается традиционным, признаётся действительным. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова:
«Креща́ется раб Бо́жий (раба́ Бо́жия, имярек) во и́мя Отца́ (первое погружение), ами́нь, и Сы́на (второе погружение), ами́нь, и Свята́го Ду́ха (третье погружение), ами́нь».
Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов. Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.
Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.
Массовое крещение взрослых в реке
В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.
Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. 31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней Церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. 6:3—11) и Евангелие (Мф. 28:16—20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.
Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:
- обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
- помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
- погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
- возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь;
- одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет — проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
- хождение вокруг купели — символ вечности;
- пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.
После крещения совершаются Миропомазание и новокрещёный христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верными.
День принятия таинства крещения называется «Днём ангела». В православной традиции в День ангела принято посещать храм и, по возможности, причащаться.
Крещение взрослых
Согласно правилу 46 Лаодикийского собора и правилу 78 Трулльского (Пято-Шестого) собора «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать обет епископу, или пресвитерам». В случае болезни взрослый мог быть крещён до окончания катехизационного срока, но это создавало канонические препятствия для его рукоположения в священнослужители (12-е правило Неокесарийского собора).
Такие требования к крещению «возрастных» сохраняются в Православной церкви на протяжении всей истории, даже когда такие крещения стали редкими, ограничиваясь обращёнными иноверцами. В России в синодальный период действовали следующие правила: «1) моложе 21 года иноверцы — пред крещением наставляются в вере Христовой шесть месяцев. Но этот шестимесячный для несовершеннолетних инородцев срок не должен быть понимаем в смысле срока непреложного. При этом должны быть принимаемы в соображение как понятия, так и степень убеждения обращающегося. Достигшие же означенного возраста оглашаются 40 дней, каковой срок и ещё сокращается в случае успехов наставляемого. 2) Больных, ищущих крещения, следует крестить без промедления, наблюдая при том, чтобы они были в здравом уме и полном сознании, и уведомлять епархиальное начальство о выздоровлении таких лиц, чтобы оно могло поручить духовному лицу для оглашения в вере выздоровевшего новокрещённого».
В настоящее время в условиях секуляризации общества повсеместно возрождается институт катехуменов (оглашенных). В РПЦ документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», утверждённым 27 декабря 2011 года, объявляются обязательным условием крещения взрослых «несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви». Подобную «минимальную огласительную подготовку» документ предписывает также для родителей и восприемников (крёстных) крещаемых детей «кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни».
Крещение младенцев
В православии крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, поручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии, что их крещение совершается в разное время.
В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф. 19:14), о практике крестить детей по вере их родители пишет Ипполит Римский в начале III века. Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей и восприемников.
Крещение младенца в Софийском соборе (город Пушкин) (2005)
До 40-го дня даже православной роженице (как ещё неочистившейся) нельзя входить в храм. До погружения мальчика держит крёстная мать, после погружения священник передаёт крещёного младенца крёстному отцу, а если крестят девочку, то её сначала держит крёстный отец, а после погружения — крёстная мать. При воцерковлении мальчика с чтением песни Симеона Богоприимца его вносят в алтарь через северные двери, обносят вокруг престола через Горнее место, а девочек в алтарь не вносят.
До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом. До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого подростка. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.
Символика таинства
Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Иисусу Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…
— Мф. 16:24
Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого (анаволий) означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке — духовное просвещение, свет радости.
Крещение является духовным рождением, после крещения и миропомазания можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (исповедь можно принять и от оглашенного).
Крещение по намерению
На основе суждений Амвросия Медиоланского и Блаженного Августина возникло понятие «крещения по намерению», суть которого заключается в том, что человек может спастись одной верой, соединённой с желанием принять таинство Крещения, если осуществлению этого желания воспрепятствовала смерть или какие-либо иные непреодолимые обстоятельства. Особый случай представляет «крещение кровью», когда человек, который не успел принять таинство Крещения, принимает мученическую смерть за свою верность Христу (в примере житие Сорока Севастийских мучеников или мученика Ванифатия).