Святитель Иоанн Златоуст
Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни.
Толстое чрево не родит тонкого смысла.
Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.
Пост — мать смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост — матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели.
Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.
Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда.
Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто веселится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продолжает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, в словах.
Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых.
Кто постится, тот с добрым духом молится.
Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его.
Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом и, сколько возможно, помогать себе милостыней.