Правило 94
Угодно было, чтобы местные епископы по возможности разрушали алтари, которые якобы в память мучеников устанавливаются повсюду на полях и в виноградниках и в которых не окажется ни тела, ни части мощей мучеников. Если же народные возмущения не позволяют этого сделать, тем не менее должно увещевать народ, чтобы он не собирался в таких местах, и чтобы правомыслящие не связывали себя никаким суеверием по поводу этих мест, и чтобы даже и память мучеников совсем не совершалась нигде, кроме тех мест, в которых находится тело или какая-то часть мощей или о которых сохраняется древнее предание. А алтари, сооружаемые где бы то ни было по причине сновидений и ложных откровений некоторых людей, следует всеми способами отвергать.
Зонара. Некоторые в том предположении, что делают благочестивое дело, строили на полях и в вертоградах молитвенные домы во имя мучеников, сооружая их будто бы по сновидениям и откровениям. Итак, правило предписывает, чтобы таковые здания, если в них не положено ни тел мучеников, ни каких-либо останков мученических, были разрушаемы местными епископами. А если народ станет сопротивляться, производя смятения и не дозволяя разрушать их, то правило предписывает вразумлять толпу, чтобы не собиралась в этих местах, и чтобы православные не были привлекаемы к ним суеверием и не совершали в них памяти мучеников, разве только действительно лежит там тело или останки мученика, или этот олтарь построен в древние времена; а все те олтари, которые получили начало в следствие сновидений и откровений своим соорудителям, должны быть ниспровергнуты.
Аристен. Олтарь, существующий на полях или в вертоградах, в которых не положено мученического останка, должен быть разрушен, если нет народного смятения; также все те олтари, которые ставятся по сновидениям и ложным откровениям.
Те из молитвенных домов, которые поставлены не с молитвою епископов, и в которых не положено мученических останков, не суть священны. Поэтому и олтари, существующие на полях или в вертоградах, без молитв епископа и без положения в них мученических останков, должны быть, если возможно, разрушаемы; если же смятение народа препятствует сделать это, то, по крайней мере, нужно вразумлять народ, чтобы он не собирался в них. Должны быть также разрушаемы и олтари, поставляемые по сновидениям и ложным откровениям; ибо диавол, будучи тьмою, принимает вид света и под предлогом благочестия уловляет человеческие души.
Вальсамон. Правилами постановлено, чтобы не иначе был сооружаем где-либо молитвенный дом, как с епископского дозволения, или если лично им будет совершена на месте молитва основания, и водружен крест, и храм освящен посредством положения святых мученических останков. А поскольку некоторые, как видно, сооружали на полях и в вертоградах олтари в следствие сновидений или ложных откровений без согласия епископов, и, прельщая более простых людей посредством незаконных собраний и ложных сновидений, ниспровергали православную веру, то было постановлено, чтобы такие олтари, сооруженные будто бы в память мучеников, но не имеющие тел, ни останков мучеников, и не воздвигнутые в древности в память о том, что здесь или обитали блаженные и мученики, или имели собственность, или претерпели мученические страдания, наконец, как сказано, все олтари, не освященные, были разрушаемы местными епископами. А если, говорит правило, народ сопротивляется, производя смятения, то должно вразумлять его, чтобы не собирался в этих местах и чтобы православные не были привлекаемы к ним суеверием и не совершали в них памяти мучеников. Заметь настоящее правило, потому что оно представляет много полезного по отношению к деревенским церквам; ибо много подобного делается сельскими мужичками, которые принимают жен неистовствующих по навождению демонов и будто бы провидящих будущее, и мужей показывающих вид, что они одержимы бесом, и делающих в таких церквах нечто такое, о чем и говорить недостойно.
Заметь из настоящего правила, что сновидения, каковы бы ни были, не должны быть принимаемы, и последующие оным наказываются, как принимающие тень за действительность и прельщаемые демонами. Исключи отсюда откровения от Бога людям, достойным божественного откровения, как например Иосифу, Даниилу и другим; таким образом жизнь и святолепие принимающего сновидение, или придает ему значение, как откровению, или обличает оное, как демонское прельщение и обман; ибо демоны часто предсказывают будущее людям недостойным, посредством сновидений, дабы таким образом привлечь их и обольстить, при чем они открывают будущее с вероятностию, но не с точностию.