Правило 82
О совершивших клятвопреступление: если они нарушили клятвы из-за насилия и принуждения, то подлежат более легким епитимиям, так что после 6-ти лет должны быть совершенно приняты в общение. А без принуждения предавшие веру, после того как 2 года проведут с плачущими, 2 со слушающими, а на 5-й год будут молиться с припадающими и еще на 2 года будут приняты в молитвенное общение без приношения, – наконец, таким образом, т. е. показав достойное покаяние, будут восстановлены в общении Тела Христова.
Толкования
Зонара. В 64-м правиле святый определил наказывать клятвопреступника епитимиею отлучения на 10-летие. А здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вынуждены были крайностью нарушить клятву, определил принимать после 6-летней епитимии; а тех, которые (сделали это) без крайности, – отлучать на 11 лет, и таким образом принимать к причащению тела Христова, если покажут достойное покаяние.
Синопсис. Нарушивший клятву по насилию принимается после6-летия; а без нужды – чрез 12 лет.
Аристен. Некто поклялся, что не сделает того-то, например, судья – что не подпишет представленное ему осуждение такого-то; потом, будучи вынужден высшею властию, нарушил свою клятву: таковый подлежит более легким епитимиям, как уступивший силе; именно, он должен подвергнутся 6-летней епитимии. А если без всякого насилия нарушил то, в чем поклялся, то должен в течение 2-х лет (стоять) со слушающими, 5 лет – с припадающими, и в 2 другие должен быть принят вместе с верными и участвовать с ними в молитвах; и за тем уже, после 11-го года, должен удостоится тела Христова.
Вальсамон. Законы, помещенные в 8-й главе 13-го титула настоящего собрания, достаточны для того, чтобы показать тебе, какие клятвы отменяются, и отсюда узнаешь, кто суть клятвопреступники. А 64-е и настоящее правило сего великого святого учат не о том, какие клятвы отменяются, но каким образом наказываются нарушившие клятву. В 64-м правиле святый неопределенно подвергнул клятвопреступника епитимии отлучения на 10 лет; а здесь установляет различие между клятвопреступниками: тех, которые вследствие насилия были принуждены нарушить клятву, определил принимать после 6 лет, а которые без насилия – после 12-ти, если покажут достойное покаяние. Таков смысл правила. А ты скажи, что по настоящему правилу наказываются те клятвопреступники, которые добровольно и посредством исповеди торжественно обнаружат грех и будут просить врачевания, а не те, которые осуждены как клятвопреступники, по обвинению другими: сии последние, кроме денежной пени, должны быть строже наказаны и церковью; ибо обличение, как мною раз сказано, удвояет тяжесть греха, а раскаяние смягчает строгость наказания. Но знай, что грех клятвопреступления многообразен и поэтому и неудобоврачуем. Ибо иначе врачуется тот, кто клялся по легкомыслию, и нарушил клятву, иначе – кто (клялся) для предотвращения опасности, иначе кто нарушил клятву, сделанную для чего-нибудь шуточного или дурного, иначе – кто нарушил телесную клятву (телесною клятвою называется та, когда кто клянется своею головою, глазами, здоровьем и тому подобное), иначе – кто письменную, и вообще врачевание клятвопреступления предоставляется рассуждению того, кто принял исповедь. Ибо я видел много таких, которые дали клятву идти в Иерусалим и, нарушив клятву, остались ненаказанными; и других, которые не письменно поклялись головою царя, и были строго наказаны; и 3-х, которые поклялись по насилию, и вовсе не были наказаны. А сколько я видел одержимых любовною страстию, которые клялись и безопасно попирали свои клятвы! Поэтому то и нужно тщательно исследовать все подобные случаи и достойным образом врачевать (согрешающих).