Правило 80
О многобрачии отцы умолчали как о деле скотском и совершенно чуждом человеческому роду. Нам же представляется, что этот грех тяжелее блуда, поэтому разумно таковых подвергать епитимии, а именно: после того, как они год будут плакать и 3 припадать, потом пусть будут приняты в общение.
Толкования
Зонара. Многобрачие, то есть поятие одним и тем же лицем многих жен, хотя и не в одно время, святый отец называет делом скотским, а не человеческим, точно также – и безразличное совокупление со многими, что представляется, то есть кажется по нашему мнению и суду более тяжким грехом, нежели блуд; почему справедливо подвергать таковых (наказанию по) правилам. Затем указывает число лет епитимии, которых, по-видимому, 4. Но каким образом святый, назвав многобрачие тягчайшим блуда, определил за него как будто одно и то же время (епитимии), так как и блуд наказывается по отцам 4-летием? Я думаю, что здесь составляется число лет больше 4-х; ибо соблудившему определено быть год в числе плачущих, во второй слушать, а в третий каятся, то есть быть в припадании и выходить с оглашенными; в 4-й стоять вместе с верными и после того удостаиваться божественных даров, по 22-му правилу. А кто согрешил многобрачием, тому определено быть год в числе плачущих, в течение 3-х лет припадать, что значит стоять с оглашенными и выходить вместе с ними, и таким образом быть принятым, то есть только в общее стояние, так чтобы после того, как и тут проведет столько времени, сколько присудит держащий его под епитимиею, был наконец допущен к причащению Таин. Ищи еще 3-е правило Неокесарийского собора.
Синопсис. Многобрачные – скотообразны; но после 4-летия должны быть приняты.
Аристен. Таковые, если оставят гнусное дело и расторгнут незаконный брак, должны быть под епитимиею в течение 4-х лет, хотя грех и тяжелее блуда: 1 год должны плакать, в течение 3-х – припадать, и таким образом быть приняты.
Вальсамон. Постановив в 4-м правиле о троебрачных и многобрачных то, что прекрасно изложил его десницею Дух святый, святый говорит теперь, что отцы ничего не сказали о многобрачии, но покрыли оное мраком молчания, как дело скотское и чуждое человеческой жизни; а самому ему кажется, что оно хуже блуда. Почему и определил – того, кто по неразумию впадет в нечистоту многобрачия, подвергать каноническим епитимиям, именно он должен год стоять с плачущими, в продолжение 3-х лет быть в припадании и выходить с оглашенными, и таким образом быть принят. Но кто-нибудь спросит: если указанное 4-е правило говорит, что отцы называли троебрачие наказанным блудом, и уравнивает то и другое во всем, то каким образом настоящее правило говорит, что отцы умолчали о многобрачии и что этот грех превышает блуд? Решение. Троебрачие признается законным, а 4-й брак и далее не принят ни правилами, ни законами; поэтому всякий брачный союз, превышающий пределы троебрачия, называется многобрачием. Итак, там святый, полагая определение о троебрачии, наименовал наказанным блудом не многобрачие, а троебрачие, потому что оно и законом признается и церковью не расторгается, как говорит об этом 50-е правило; а здесь, постановляя о многобрачии, сказал, что оно хуже блуда, и справедливо; ибо кто любодействует, делает вред только себе, как добровольно подвергающий себя в неисходную пропасть невоздержания; а вступающий в 4-й или 5-й брак выходит из подчинения божественным правилам и законам, которые запретили это нечестивое дело, и делает обиду своим родным детям, как бы подсевая к истинным своим семенам плевелы поддельных семян. Итак, чтобы верные воздерживались от таких незаконных браков, святый определил наказывать их после исповеди и оставления зла строже, чем совершивших блуд. Еще спросит кто-нибудь: если блуд наказывается 7-летнею епитимиею, как это открывается из 59-го правила, то каким образом настоящее правило, называя многобрачие худшим блуда, подвергает оное епитимии на 4 года? Решение. Некоторые, разрешая недоумение, говорили, что блудники наказываются 4-летием, и ссылались при этом на 22-е правило святаго отца. А ты прочти 9-е правило и толкование на него и скажи, что блудник подвергается епитимии на 7-летие, а многобрачный – на большее число лет. Ибо так как мест епитимий 4, и святый определил, чтобы многобрачный в течение года плакал, и 3 года припадал, то, в соответствие с сим, он необходимо должен потрудиться и на остальных местах, то есть на месте слушающего и на месте стоящего вместе (с верными), и если и для этих мест не должно быть назначено большее количество времени, а по крайней мере 4-летие, то всех лет епитимии будет 8. А что некоторые здесь многобрачием назвали безразличный блуд, то пусть услышат, что брак не в том только состоит, чтобы совокупится, по простонародному выражению, но он есть союз мужа и жены, общий жребий на всю жизнь и общение права божественного и человеческого; и что брак заключается не совокуплением только, но и расположением сочетавающихся. Ибо 4-я глава 4-го титула 41-й книги (Василик) говорит: «браком доставляется приданое, но не приданое составляет брак, а взаимное расположение сожительствующих». О троебрачии прочти еще помещенный выше акт единения, состоявшийся в дни царя господина Константина Порфирородного (смотри толкование Вальсамона на 4-е правило Василия Великого).