Правило 75
Что касается провозглашения в церкви отпущения на свободу, если окажется, что наши сослужители в Италии делают так, то и мы с безусловным доверием последуем их порядку, когда открыто будет дано на это право посылаемому представителю, чтобы все, что достойно доверия и что можно совершить ради церковного устроения и спасения душ, приняли и мы с похвалой пред Господом.
Зонара. Отцы собора сомневались, должно ли провозглашать, то есть объявлять, совершать отпущения на свободу в церквах; почему было внесено мнение – послать уполномоченных в Италию и, если тамошние епископы допускают совершение сего (обряда), следовать тамошнему обычаю, так как, значит, дано дозволение на то. Λ выражение: «наше доверие следует чину их» значит: «мы будем уверены, что это делается правильно и не вне церковного порядка»; будем следовать им и принимать это, как дело похвальное.
Аристен. Должно вопросить царя относительно совершаемых в церквах отпущений на свободу.
Так как в то время действовал закон, чтобы освобождаемые рабы не в иных местах получали свободу, как только в царских портиках, то собор сей поручил отправляемым от того послам просить царя, чтобы отпущения на свободу, совершаемые в церквах, не были отменяемы в силу этого закона, но чтобы открыто дано было им право делать сие.
Вальсамон. По-видимому, некоторые сомневались, должны ли быть освобождены в церквах рабы или другие, прибегающие в церковь, например, подвергшиеся каким-либо обвинениям и ищущие церковной помощи, ибо об них говорят и начало соборного деяния, и собеседование отцов, изложенное в настоящем правиле. И потому отцы сказали, что должны быть спрошены чрез уполномоченных священноначальники Италии, и если и те делают это, то есть провозглашают и совершают отпущения на свободу с убеждением (в правильности своих действий), то и они станут следовать такому примеру, как делу, относящемуся к душевному спасению и к соблюдению церковных прав. А по учинении таковой справки, должно быть сделано и решительное представление царям, дабы их светлостию принято было то, что представлено по общему соглашению. Итак, настоящее правило дела об ищущих убежища в церквах предоставило на царское благоусмотрение. А ты прочти 1-го титула 5-й книги 13-ю гдаву (Василик), где говорится: «постановляем, чтобы никому не было позволено беглецов, какого бы ни были они состояния, изгонять из святой церкви православной веры вне сего царствующего града; если же кто дерзнет предпринять или совершить что-либо такое, да подвергнется обвинению в святотатстве; равным образом они не должны быть и так содержимы в досточтимых церквах, или стесняемы, чтобы не могли иметь съестных припасов, или одежды, или спокойствия, или сна»; и 11-ю главу, в которой говорится: «беглецы должны иметь безопасность до пределов общественной площади церкви, пользуясь внутренними банями, или садами, или обиталищами, или дворами, или галереями; им должно быть возбранено спать или есть внутри храма; они не должны иметь при себе оружия, для безопасности, но слагать оное у епископа, повинуясь его внушениям; в противном случае пусть подвергаются изгнанию по приказанию епископа и судей»; и 12-ю главу: «если раб прибежит с оружием, тотчас должен быть извергнут; а если сопротивляется, должен быть принужден большею силою; и если, защищаясь, будет убит, то напавший на него господин не будет виновен». Прочти еще 3-ю тему 13-й главы того же титула, где говорится, что «прибегающие судятся у поставленных на то судей и противники их не имеют права обжаловать этот приговор пред церковию»; и последнюю тему той же главы, в которой говорится: «между тем, богобоязненные экономы или церковные экдики должны иметь попечение и усердие, чтобы неотложно исследовать имена и вины каждого из прибегающих к церкви. А затем начальники, или те, которым принадлежит (ведать) имущества и лица (прибегающих), получив о них сведение, должны с надлежащею правдивостию и тщательностию сделать зависящие от них распоряжения». Заметь при этом, что не подлежащие суду не могут быть прибегающими (к церкви).