Правило 67
Кровосмешение брата с сестрой требует такого же времени покаяния, как и убийство.
Толкования
Зонара. Если кто вступит в брак с родственным лицем, с которым запрещено вступать в брак, должен быть наказан епитимиею за прелюбодеяние с расторжением и брака.
Синопсис. Правило 67-е. Смесившийся с сестрою, как убийца.
Аристен. Если сестра, с которою совокупился брат, единородна и единоутробна, то есть родилась от одного с ним отца и одной матери, то (виновный) должен быть подвергнут епитимии на 20 лет как вольный убийца, но после того, как оставит не правомерное и противозаконное деяние. А если сестра не с обеих сторон, то есть от одного только отца или от одной матери, то должен 3 года пребыть с плачущими, на 3-летие быть принят в число слушающих, 3-летие припадать, и в 10-й год быть принят с верными и, постояв вместе с ними на молитве еще 2 года, таким образом, удостаиваться причащения Таин, как говорит 75-е правило (сего святаго отца).
Синопсис. Правило 68-е. Возбраненный по родству брак подобен прелюбодеянию.
Аристен. Кому запрещено взять жену в законный брак по причине родства, тот, если согрешит с нею, должен принять епитимию прелюбодеев. А поскольку епитимии подвергающихся осуждению в прелюбодеянии различны, то определяет оныя по близости родства. Ибо, например, как говорят 77-е и 78-е правила, тот, кто оставил свою законную жену и взял другую, или кто в разные времена взял в сожитие 2-х сестер, подлежат вине прелюбодеяния, но не подвергаются епитимии на 15 лет, как учинивший прелюбодеяние с замужнею женою, а удаляются от причащения на 7-летие, 1 год стоя с плачущими, 2 слушая, 3 припадая, и в 7-й стоя вместе с верными.
Вальсамон. Причти 29-ю главу 9-го титула настоящего собрания, и 2-ю главу 13-го титула, и 60-й книги 39-го титула 77-ю главу (Василик), где говорится: «сочетавающиеся браком, или иначе совокупляющиеся телесно двоюродные братья и сестры и рождающиеся от них дети, или отец и сын – с матерью и дочерью, или два брата – с двумя сестрами, или два брата – с матерью и дочерью, или племянник – с бывшею женою дяди, или дядя – с бывшею женою племянника, кроме разлучения, должны быть наказаны и телесно». И это так. Но поскольку в толковании 2-й главы 13-го титула настоящего собрания мы указали, между прочим, что было царское постановление, запрещавшее одному и тому же лицу законным образом сочетаваться с 2-мя двоюродными сестрами, но оно не успело быть помещенным, а церковь также запрещает такой брак, то ты должен знать, что после того, как мы написали это, состоялось в дни святейшего и Вселенского патриарха Кир-Феодосия в 30-й день месяца июля 12-го индикта синодальное постановление, в котором содержится буквально следующее: священнейший митрополит Апроский, брат и служитель нашей местности Роман Артавазд предоставив синоду письменное донесение, дословно заключающее в себе следующее: «некоторая отроковица, по имени Ирина, приняла молитву обручения с неким Иоанном, будучи в то время в 10-летнем возрасте; а когда это незаконное обручение было подвергнуто обсуждению, то состоялось судебное определение, которым дозволялось развести обручившихся, потому что обручение, как сказано, было незаконно. Итак, теперь Ирина желает вступить в законный брак с Феодором, двоюродным братом Иоанна, и спрашивает, нет ли какого препятствия», – потребовал узнать от нашей местности и священного братства, не имеет ли какого препятствия союз, о котором было донесение? И он услышал от нас и от присутствовавшего собрания братий, что такой союз беспрепятственен со всех сторон. Ибо поскольку обручение, совершенное с Иоанном, расторгнуто как не действительное по причине несовершеннолетия Ирины, то Ирина правильно сопряжается законным браком с двоюродным его братом; ибо Феодор не может считать Ирину родственным лицем и не связан с нею узами и пределами свойства, так как стоит к ней далее 6-й степени свойства.