Правило 6
О тех, которые от одной угрозы наказания, лишения имущества или изгнания не устояли и принесли жертву и до настоящего времени не покаялись и не обратились, но сейчас, во время этого Собора, пришли с намерением обратиться, решено: до Великого дня да будут приняты в число слушающих, после Великого дня 3 года да припадают и затем следующие 2 года да будут в общении без причащения Святых Таин, после чего приступят к причащению и так да исполнят целое 6-летие. Если же некоторые были приняты на покаяние до этого Собора, то для них надо отсчитывать начало 6-летия с того времени. Однако при опасности смерти из-за болезни или другой причины таких принимать в общение условно.
Зонара. О тех, которые не дошли и до испытания мучений, но уступили угрозам и убоялись отнятия денег, или переселения, то есть ссылки, и принесли жертвы идолам и после этого не раскаялись, и не обратились, а ныне, говорят отцы, во время сего собора пришли и пожелали покаяться, рассуждено, чтобы таковые были приняты в число слушающих Писания до великого дня. А великим днем назвали святую Пасху, то есть воскресение Господа. И после Пасхи таковые 3 лета должны быть в числе припадающих, то есть стоять вместе с оглашенными и выходить с ними; и другие 2 лета быть в общении, кроме приношения, то есть стоять вместе с верными, не причащаясь, и таким образом приходить в совершенное общение, то есть к причащению святых Таин, так, чтобы на всех местах епитимий исполнилось 6-летие. А если некоторые, говорят отцы, пришли прежде сего собора и были приняты на покаяние; то с того времени считать, то есть распределять им время 6-летия. Если же некоторые из состоящих под епитимиями неприобщения будут находиться в болезни, или каким-нибудь другим образом явится вероятная опасность смерти, таковых должно принимать в общение святых даров, но с условием, то есть с замечанием, что, если случится им не умереть, а выздороветь, они опять не должны приобщаться доколе не пройдет определенное время 6-летия.
Аристен. Муж, уступивший только угрозе и принесший жертвы идолам, потом покаявшийся, да подвергнется 5-летней епитимии.
Не претерпевшие мучений, но от одной угрозы падшие и принесшие жертвы идолам и некоторое время пребывшие в этом заблуждении, потом покаявшиеся и обратившиеся, в течение года должны быть в числе слушающих, в течение 3-х лет находиться с припадающими, в течение 2-х лет должны стоять вместе с верными и иметь общение только в молитвах; и по исполнении целого 6-летия, могут прийти в совершенное общение и сподобиться божественного Причастия.
Вальсамон. Святые отцы, сказав, что должно быть с идоложертвовавшими по причине нестерпимых мучений, теперь рассуждают о тех, которые принесли жертвы идолам вследствие одной угрозы наказаниями, или по причине отнятия у них имущества, или ссылки, и до времени собора не принесли покаяния. Итак, они определяют, что, поскольку ныне они обращаются к церкви, то должны быть подвергнуты епитимии, и прежде всего должны слушать божественные Писания в притворе до великого дня, то есть до Пасхи и после этого находиться в числе припадающих в продолжение 3-х лет, и с того времени в течение 2-х лет присутствовать в собрании с верными, и таким образом достигнуть приобщения святых Таин, когда уже исполнится 6-летие. А поскольку, говорят отцы, некоторые из них приняты в покаяние, то 6-летие должно исчислять им с того времени, когда они обратились к покаянию. Впрочем, те из них, которые находятся в опасности скончаться от болезни, или от другой какой причины, должны быть удостаиваемы божественных Таин; только если случится, что они не умрут, то опять не должны приобщаться, как не исполнившие епитимии, доколе не пройдет определенное 6-илетие; ибо это значит выражение с условием, то есть, что таковые должны быть допущены к причащению божественных Таин с замечанием. Таким образом заметь, что те, которые не потерпели мучений и принесли жертвы идолам, наказываются более, нежели те, которые были мучены и принесли жертвы.