Правило 50
Для троебрачия нет закона, так что по закону 3-й брак не заключается. На такие поступки мы смотрим как на осквернение Церкви, однако публичному осуждению их не подвергаем, потому что это лучше, чем безудержный блуд.
Толкования
Зонара. И в 4-м правиле сей святый отец сказал, что троебрачие именуется многобрачием, а не браком, или, скорее, наказанным блудом; а здесь назвал оное нечистотою в церкви. Впрочем, говорит, всенародно, то есть явно и без обиняков, не осуждаем и не требуем, чтобы такое сожительство расторгалось; а не расторгается потому, что сравнительно с распутным любодеянием, то есть не наказанным переходом от одной жены к другой, оно предпочтительнее, так как хотя и есть блуд, но обузданный, потому что муж довольствуется одною женою. А, слыша, что «закона на троебрачие нет», разумей церковный и духовный закон; ибо на основании новеллы Константина Порфирородного дозволяется и 3-й брак, впрочем, с ограничениями и епитимиями.
Синопсис. Троебрачный вне закона; но подобные дела оставляются без внимания, как нечистоты в церкви и не предаются всенародному позору, потому что признаются лучшими, нежели распутное любодеяние.
Аристен. Гражданский закон признает 3-й брак, и детей, родившихся от него, почитает законными и призывает к наследству, а (церковными) правилами 3-й брак не принимается, но они смотрят на него, как на нечистоту в церкви. А поскольку лучше распутного любодеяния, то есть свободного, то не подвергается всенародному осуждению, то есть троеженец не ставится вместе с плачущими и не подвергается всенародному позору как осужденный; а иначе несет епитимию в течение 5-ти лет, именно: 2 или 3 года удостаиваясь слушания божественных писаний, стоя в царских дверях, другие 2 – стоя вместе с верными и участвуя вместе с ними в молитвах и таким образом возвращаясь в места причащающихся божественных Таин.
Вальсамон. Слыша, что святый говорит, что нет закона на троебрачие, не скажи, что троебрачие запрещается и гражданским законом, ибо оно дозволено законами; но под законом здесь разумей церковный; гражданским же законом назови древний, который действовал прежде святаго отца, а не тот, гораздо позднейший, именно, как говорит Зонара, «том» Порфирородного царя господина Константина, который помещен в толковании на 4-е правило сего святаго, которое и прочти. А говорить здесь об этом «томе» неуместно потому, что святому и на мысль не могло прийти то, что случилось спустя многие столетия. А что древним законом 3-й брак дозволен, прочти 28-ю книгу, титула 8-го, главы 13-й положение 6-е и титула 14-го главу 4-ю (Василик). Заметь, что и из настоящего правила открывается, что 3-й брак не расторгается, как незаконный; ибо (правило) говорит, что хотя 3-и браки считаются нечистотою в церкви, так как не дозволяются церковью, если спросят о них; но всенародным осуждениям, то есть открытому расторжению не подвергаются, потому что такие сожительства лучше любодеяния; ибо женившиеся таким образом творят своим многобрачием сокращенный грех; а блудники совершают грех распущенный и распространенный, так как безразлично переходят от одной женщины к другой.
Славянская кормчая. Троеженец беззаконен, якоже сквернения церковная, таковая презрим без обличения, гроша суща их прилежащих блудодеянию.
Толкование. Градский убо закон 3-й брак приемлет, и иже от него рождшияся дети законные имать, и в наследие зовет. Правила же 3-го брака не приемлют, но якоже сквернения церковная сего имеют, якоже слабого и ослабленного: блудодеяния же лучше есть, яко блуд умерен. Тем же в народе убо осуждения не налагают нань; сеже есть с плачущимися не учиняют троеженца, ни обличают пред человеки, яко осуждена. Инако же за 5 лет запрещение приимет. За 2 убо лета или за 3 божественных писаний послушания сподобляем в церковных дверех стоя, другая же 2 лета с верными стоя и приобщаяся с ними молитв, и тако поставлен будет на месте с причащающимися божественных Таин.