Правило 5
Если оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, согрешит (ἁμαρτάνῃ), то, если он из числа приклоняющих колена, да перейдет в разряд слушающих, престав от греха. Если же и в чине слушающих не перестанет грешить, да будет изгнан.
Зонара. В древности было 2 чина оглашенных: одни, будучи верными, но отлагая крещение, стояли вместе с оглашенными, и, когда была произносима молитва об оглашенных, преклоняли колена, а когда было возглашаемо: оглашеннии изыдите, тогда выходили; другие же, будучи только что пришедшими и мало совершенными в вере, слушали святыя Писания и выходили после чтения Евангелия. Итак, когда согрешает оглашенный, то он, если из числа более совершенных — преклоняющих колена, то есть во время молитвы, должен поступать в разряд слушающих, то есть стоять вместе со стоящими до слушания, если воздержится от греха; а если — из числа слушающих, и продолжает грешить, то должен быть изгнан, вместо: должен стоять вне церкви вместе с плачущими.
Аристен. Согрешающий во время нахождения в состоянии оглашения, если будет из числа преклоняющих колена и престанет от греха, пусть слушает; а если согрешает и будучи слушающим, то да будет изгнан совершенно.
2 вида оглашенных: одни только что приходят, почему, как менее совершенные в вере, после слушания Писаний и божественных Евангелий тотчас выходят; а другие уже некоторое время пришли и сделались уже более совершенными, посему и ожидают после Евангелия молитвы об оглашенных и в то время как возглашается: оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните, преклоняют колена. Итак, более совершенные, как вкушающие словеса благого Бога, в случае если допустят падение, удаляются из места своего стояния и поставляются в разряд слушающих; а если и находясь в числе слушающих согрешают, то окончательно изгоняются из церкви.
Вальсамон. 2 чина оглашенных: одни только что приходят и, как менее совершенные в вере, после слушания Писаний и божественных Евангелий тотчас выходят; а другие уже пришли и сделались более совершенными; почему дожидаясь и молитвы об оглашенных, преклоняют во время ея колена. А когда будет возглашено: оглашеннии изыдите; тогда выходят и они. Итак, это правило говорит, что оглашенный если согрешит, то, когда он из числа более совершенных, должен в случае возвращения от греха поступить на место менее совершенных, то есть должен стоять в храме до Евангелия; а если из числа менее совершенных, которые удостаиваются одного слушания, и если не оставляет греха, должен быть изгнан, вместо: должен стоять вне церкви вместе с плачущими. Что же? Если менее совершенный оставит грех, он не будет подвергнут епитимии, как более совершенный, но должен встать на прежнее место? Решение. Существуют, как сказано, два места оглашенных: одно — до чтения божественных Евангелий и другое до исхождения оглашенных; итак более совершенные, если согрешают и потом оставляют грех, должны быть на малое время низведены на место менее совершенных, а если не оставляют, должны стоять на месте плачущих; а менее совершенные, если согрешают и не оставляют греха, должны быть отведены на место плачущих; если же оставляют, то нет места, куда бы они должны быть низведены. Ибо если мы скажем, что они должны стоять с плачущими, то погрузим их в скорбь отчаяния, и не будет никакого различия между оставляющими и не оставляющими грех; поэтому то они, как оставившие зло, должны стоять и опять вместе с слушающими.