Правило 45
О том, что по истечении двух недель Четыредесятницы не должно принимать к просвещению.
Зонара. Церковь приняла от обычая совершать крещение в великую субботу, потому что крещение есть образ погребения и воскресения Господа; а эта суббота есть средина между погребением и воскресением. Итак, те, которые готовятся просветиться в великую субботу, должны во всю четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием, и таким образом приступать к просвещению. А если кто придет после 2-й седмицы с намерением крестится, не должно принимать его ко крещению в Пасху, как постившегося не целую четыредесятницу, но он может получить крещение после сего, ибо слова: «не должно принимати» – следует понимать не без ограничения, но о великой субботе.
Аристен. He должно принимать к просвещению после 2-х седмиц четыредесятницы; ибо готовящиеся ко крещению должны постится от начала ее.
Это правило может быть понимаемо двояко: или в том смысле, что приступающие к вере по прошествии 2-х седмиц четыредесятницы и начавшие поститься не должны быть удостаиваемы крещения в великую субботу, наравне с теми, которые показывали подвиг от самого начала четыредесятницы и достаточно постились; или в том, что, если некоторые пришли к вере прежде четыредесятницы и начали поститься, потом прежде чем удостоились крещения, наступила четыредесятница, таковые не должны дожидаться великой субботы для просвещения наравне с теми, кои начали поститься от начала самой четыредесятницы; но если достаточно постились, должны бы удостаиваемы крещения за 2 седмицы; если же по истечении 2-х седмиц четыредесятницы откроется, что они недостаточно постились, то не должны получить просвещения, но и они должны ожидать вместе с имеющими креститься в великую субботу, потому что только те принимаются, которые постились от самого начала четыредесятницы, так как подвиг их полный, а не сокращенный.
Вальсамон. Святое крещение есть образ погребения и воскресения Господа, почему и узаконено совершать крещения в великую субботу как посредствующую между погребением Господним и воскресением. Итак, желающие просветиться в великую субботу должны во всю четыредесятницу предочищаться постом и подвигом. А если кто после второй седмицы придет с тем, чтобы принять оглашение и в пасху креститься, не должен быть принят, как не постившийся в течение целой четыредесятницы, и в это время не должен быть принят по таковой причине; а после этого, если приготовится по правилам, должен быть крещен; ибо выражение: «не должно принимати» – не следует понимать без ограничения, но о великой субботе.