Правило 44
Епископы и клирики не должны позволять своим детям уходить от них для самостоятельной жизни по праву эманципации, если они не будут вполне уверены в постоянстве их нравов и зрелости возраста, чтобы впоследствии грехи детей не пали на родителей.
Зонара. Епископы, говорит правило, и принадлежащие к клиру не должны отпускать от себя своих детей на волю чрез еманципацию (и это слово – римское; еманципация означает свободу, которую кто-нибудь дает лицу состоящему под его властию). Итак, им дается повеление не предоставлять своим детям свободы, прежде чем получат удостоверение относительно их нравов, что они хороши, и относительно возраста, что они могут мыслить должное; ибо если ранее такого времени сделают своих детей самовластными, то и сами будут участниками в грехах их.
Аристен. Епископы и клирики не должны отпускать от себя своих детей на волю прежде укрепления нравов их.
Епископы, или клирики не должны освобождать своих детей из-под своей власти и делать их самовластными прежде достижения совершенного возраста и укрепления их поведения и нравов.
Вальсамон. Эманципациею у римлян называется самовластная свобода, даваемая отцами детям находящимся под властию их. Итак, правило говорит, что дети епископов и клириков не должны получать от своих отцев свободы, если возрастом и добрыми нравами не дадут удостоверения в том, что могут надлежащим образом и благоговейно управлять своими делами. А если это не делается так; то отцы, говорит, дают отчет за грехи своих детей. Это постановлено в правиле о детях епископов и клириков. А законы повелевают давать самостоятельность посредством законного акта, то есть с судебным исследованием, не различая детей клириков и мирян; и поэтому ни клирики, ни епископы, без судебного определения, не должны, как мне кажется, предоставлять своим детям самостоятельности. Ибо испытание жизни их и возраста по правилу должно совершаться судьею, а не одним отцом. И прочти 3-ю главу 3-го титула 31-й книги, где говорится: не простое согласие отца освобождает сына от власти отца, но законний акт; и не причина требуется, но точность сего акта. Но, может быть, кто скажет, что настоящее правило исправляет 5-ю главу 2-го титула 31-й книги, в которой говорится: кто позволял своему сыну долгое время делать то, что свойственно самовластным, и состоять под попечителями; тот подвергается опасности потерять власть над своим сыном. Ибо когда этот закон говорит, что освобождается из-под власти отца тот, кто по допущению отца управляет собственностию продолжительное время, то есть 2 года; то правило сказало, что этого не должно быть по отношению к детям епископов или клириков, чтобы не подвергались огорчению епископы или клирики оттого, что дети их по причине их терпимости живут, может быть, беспутно. Исключи мне из сего почтенных начальственными должностями в великой церкви детей епископов и клириков; ибо таковые вследствие сего самого по силе закона делаются самовластными, и отцы их не подвергнутся ответственности за то, в чем они, может быть, погрешат. Прочти также 18-е правило 1-го собора и толкование его, также 7-е правило Трулльского собора и толкование его, и схолию 36-й главы 1-го титула настоящего собрания; ибо там пространнее раскрыто, что начальствующие лица в великой церкви, как лица почтенные достоинствами, сим самым освобождаются из-под власти. А то, что отцы, по правилу, подвергаются ответственности за грехи детей, не сделавшихся самовластными, относи к суду Божию и к душевному осуждению; ибо за грехи детей, как подвластных, так и самовластных, отцы никаким образом не обвиняются и не наказываются; ибо грехи, по словам закона, следуют за головою.