Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 44
menu

Правило 44

Диаконисса, впавшая в блуд с язычником, может быть принята в общение, но к приношению она будет допущена на 7-й год, разумеется, если будет жить в чистоте. А язычник, который после принятия веры вновь приступает к святотатству, возвращается на свою блевотину. Поэтому мы не позволяем, чтобы тело диакониссы, как освященное, и далее было в плотском употреблении.

 

Толкования

Зонара. Если диакониса совокупится с язычником, то, говорит святый отец, должна быть принята в общение; а под общением здесь должно разуметь стояние на молитве вместе с верными; но причащения святых даров должна быть удостоена в 7-е лето. Ибо вместе с лишением диаконства она не удаляется от молитв и не осуждается стоять в местах епитимий; но за то, что считаясь невестою Христовою, предала свою честь, наказывается строже. Ибо тогда, как блуд наказывается 4-летием, она оставляется под епитимиею до 7-го года, и это, если оставит грех и будет жить в чистоте. А если язычник, который совокупился с нею, обратившись к вере, снова совершит святотатство (святотатством здесь называется смешение с диаконисою), то, говорит, возвращается чрез то на свою блевотину; ибо тело диаконисы освящено и поэтому не должно дозволять, чтобы оно было в плотском употреблении, то есть чтобы пользовалось плотским удовольствием; но может быть диакониса и потому наказывается строже, что совокупилась с неверным.

Синопсис. Диакониса, если соблудит с неверным и раскается, должна подвергнуться 7-летней епитимии.

Аристен. Вот здесь две епитимии; ибо диакониса низводится со своей степени и принимает епитимию на 7 лет, и лишается божественных Таин за то, что она учинила блуд с неверным.

Вальсамон. Как и кто делается диаконисою, ты узнал из различных правил. Итак, женщина-диакониса, блудно совокупившись с неверным, была не только извержена, но и отлучена. И неверный, который совокупился с нею, сделавшись верным, хотел взять ее в жену, потому что посредством святаго крещения он очистился от языческой нечистоты и, конечно, не имел препятствия законным образом сочетаться с нею, после того, как она сложила с себя диаконское достоинство по причине предшествовавшего блуда, и сделалась как бы свободною. Итак, святый был спрошен о том и о другом, и отвечал, что соблудившая диакониса и за то изверженная не должна быть отлучаема так, чтобы не принимала участия в церковных собраниях, но должна быть допускаема к молитве и стоянию с верными. Ибо в 32-м его правиле сказано, что те из клира, которые согрешили грехом к смерти, только извергаются, а не отлучаются, ибо не отмстиши за едино дважды (Наум.1:9); поэтому и диакониса, будучи извержена за блуд, не должна быть отлучена от церковного собрания; ибо довольно для нея извержения вместо всякой епитимии. А поскольку блудники не причащаются святых Таин в течение 4-летия, то святый определил подвергнуть ее за совокупление с неверным более строгой епитимии и причастить Таин после 7-летия, если, конечно, оставит блуд; а язычника, принявшего веру и желающего иметь ту, которая была некогда диаконисою, подвергает осуждению за святотатство, если он осквернит смешением однажды освященное тело диаконисы. Еще более – называет его псом, возвращающимся на свою блевотину, то есть в прежнее неверие по причине незаконного смешения, и той, которая раз была посвящена Богу, хотя бы она и была извержена, ни в каком случае не позволяет сочетаваться с кем-либо, потому что тело ея освящено и должно быть соблюдаемо вне всякого общего и плотского употребления, в силу общего правила, которое говорит: «священное не делается скверным». Заметь это по отношению к клирикам и монахам, а также, конечно, и по отношению к монахиням и подвижницам, слагающим сан и желающим сочетаваться с законными женами или мужьями. Думаю, что на основании настоящего правила, справедливо должно быть возбраняемо вступать во 2-й брак и женам священников, точно так же, как и лицам посвященным, если они отрекаются от священства, не должно быть дозволяемо жить подобно мирянам и вступать во 2-й брак. Ибо жены священников, сделавшись единым телом и единою плотию священническою, чрез совокупление со священником, и следовательно, как бы посвященные, не должны быть оскверняемы посредством второбрачия; а священникам, так как они раз отложили второбрачие чрез то, что приняли посвящение, и обещали сие Богу, не должно быть дозволяемо из-за плотского вожделения отрекаться от священнического достоинства, нарушать обет Богу и работать плотскому вожделению; но хотя и отреклись от священства, им должно быть запрещено – единожды освященныя тела свои осквернять 2-м браком.

Славянская кормчая. Диакониса с еллином, рекше с поганым блуд сотворши, и покаявшися, 7 лет запрещение да примет.

Толкование. Се зде 2 запрещения дается вкупе. Измещетбося от степене своего диакониса, и за 7 лет запрещение приемлет, и божественных даров лишается: понеже с поганым блуд сотвори.