Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 40
menu

Правило 40

Решено: если какие бы то ни было клирики и диаконы не повинуются своим епископам, когда те по вынужденным обстоятельствам своих Церквей хотят возвести их в более высокий чин в своей Церкви, то да не служат они и в той степени, которую не захотели оставить.

 

Зонара. Повину́йтеся наста́вникомъ ва́шим и покаря́итеся, говорит божественный апостол (Евр.13:17). Итак, если какой клирик и диакон (а диаконом здесь называет не диакона, имеющего рукоположение, но именем диакона правило назвало всякого клирика, как исполняющего в церкви какое-либо диаконство, то есть служение – διακονίαν, то есть ὑπηρεσίαν; и это ясно из слов: «да не служат и в той степени», ибо говорит, что и чтецы и прочие служат – διακονεῖν – в своей степени); итак, если клирик не будет повиноваться своему епископу, желающему произвести его в высшую степень, например, диакона во пресвитера, или иподиакона в диакона и так далее, то он не должен оставаться и в той стенени, в которой был и которую не захотел оставить.

Аристен. Отвергающий высшую честь потеряет и ту, какую имеет.
Кто от своего епископа почитается достойным бо́льшей чести и призывается к возведению на таковую честь по необходимой церковной причине, но не повинуется не из благоговения, а из пренебрежения; тот должен быть удален и из той стенени, в которой служит и должен лишиться оной; например, если был иподиаконом и признаваем был достойным производства во диакона, и для епископа было необходимо сделать это, потому что он не имел достаточного числа диаконов и не находил в числе своих подчиненных никого – и безупречного по жизни, и способных по уму.

Вальсамон. По-видимому, некоторые клирики, быв призываемы епископами их к высшим стененям для пользы церквей, отказывались сделать это, по той причине, что успокоились в занимаемых ими степенях, может быть, по причине их доходности или же и по причине телесного спокойствия. Итак, отцы определили, чтобы, если какие клирики, исполняющие какое бы ни было священническое служение (ибо диаконы здесь принимаются не в смысле совершающих диаконство во святом алтаре, но в смысле совершающих какую бы ни было церковную службу), не повинуются своим епископам, желающим произвести их в высшие стенени по настоятельной нужде церквей, но держатся тех степеней, или мест, которые занимают, таковые не были и не служили и в той степепи, которой не захотели оставить. Ввиду такого определения правила, некоторые говорят, что этим дается право патриархам и прочим епископам низводить находящихся под их властию начальников и прочих посвященных удалять от должностей их, а лучше сказать – извергать их, когда они избираются в какие-либо церкви и не принимают избрания. А мне кажется, что этим правилом не принуждаются церковные начальники или другие клирики – принимать и против воли церкви, которые даются им по епископскому назначению, но правило должно относить к тем, которые совершают какия-нибудь церковные служения, призываются к высшим почестям или степеням, и не повинуются епископскому призванию, и особенно, когда оно будет сделано для пользы церкви. Ибо если кто-нибудь не желает принять хиротонию во епископский сан, то сие должно быть извинено, так как таковый, может быть, имеет благовение пред хиротониею по какому-нибудь похвальному побуждению; а если клирики или начальствующие лица не слушают своего епископа, когда он призывает их на высшие должности, то это не только не извинительно, но и достойно наказания. Ибо если кто, будучи, например, в числе диаконов, отказывается от производства в должность референдария или учителя по причине труда, и не хочет послужить церкви, тот должен подвергнуться наказанию; и если кто, будучи протекдиком, не хочет быть произведенным в должность иеромнимона по причине безвыгодности этой должности, тот должен быть отстранен и от должности протекдика; и если кто, быв чтецом, не хочет быть произведенные в высшую должность, как трудную, тот должен быть извержен. И это ясно из того, что клирик избирается в епископское достоинство не всяким епископом, но одними теми, которые имеют епископии; ибо митрополиты, не имеющие епископий, точно также и епископы, состоящие под властию митрополитов, не могут не избирать своих клириков и не наказывают нх по правилам, за непослушание. Следовательно, правило должно относить к тем, которые отказываются от производства в высшую церковную должность, и таким образом окажется, что оно имеет место в отношении ко всем епископам и ко всем клирикам. А когда слышишь слова правила об удалении из собственных их степеней тех клириков, которые не повинуются своим епископам, призывающим их к высшей чести по каким-нибудь необходимым нуждам церквей их, не скажи, что когда нет необходимой нужды, епископы не имеют права производить в высшие степени своих клириков; ибо, хотя бы и не существовало такой нужды, епископ по церковному порядку действительно может своих клириков из известной степени возводить на высшее место хотя бы они сего и не хотели. И заметить, что епископам предоставлено право переводить клириков на высшие места, а никак и не на нисшии; дабы не оскорблять и не бесчестить их чрез смешение чинов священных степеней, и того, который вчера может быть сдедался начальствующим, не ставить выше старейших начальствующих, или и вовсе не бывшего еще начальствующим вдруг не ставить на высшее место. Равным образом заметь, что и церковные должности, то есть начальственные, зависят не от власти епископов, как некоторые говорят, но от силы и действия правил, равно как и права прочих чинов, то есть диаконов, священников и прочих; ибо, если бы это было не так, то не с рассмотрением бы, или не за непокорство клирики лишались бы своих степеней, но благовременно или безвременно, и когда явилось бы у епископов желание сделать это; но это не было угодно божественным отцам. – Еще заметь, что нет никакого различия между служением в клире и служением в начальственной должности (ἀρχοντίκιον); ибо по той же причине и начальствующий удаляется от своего начальствования, по какой священник и диакон. – Еще заметь, что поскольку именем клириков объемлются и монахи, то справеливо будет относить содержание сего правила и к служащим в монастырях.

Славянская кормчая. Правило 31. Иже большую честь отревая, к тому и яже имать погубит.

Толкование. Епископ аще своего причетника усмотрит достойна суща большия чести и потребныя ради церковные вины, на сию хощет того возвести, и аще не послушает не говения ради, но небрежением, аще есть иподиакон, и усмотрив его епископ, яко требен есть вышшему степени, восхощет того поставити диакона или диакона суща на презвитерство возвести, понеже в церкви его не довольном суще диаконом, или презвитером, не возможет обрести подобна тому, и житием непорочна, и словом искусна, он же не восхощет, да преставлен будет от степене в нем же служит, ослушания ради, да и то погубит.