Правило 37
Вступивший в брак после того, как у него была отнята чужая жена, за 1-ю да будет обвинен в прелюбодеянии, а за 2-ю не осуждается.
Толкования
Зонара. Если кто, взяв обрученную с кем-либо, или жену, владел ею, потом был лишен ея и, после того как лишился ея, вступил в сожительство с другою, то за грех с тою должен быть наказан как прелюбодей, а за 2-жену, если она была свободна от мужа, не должен быть повинен.
Синопсис. Отпустивший чужую и взявший свободную, за 1-ю должен быть подвергнут епитимии, а за 2-ю неповинен.
Аристен. Если кто возмет жену, отпущенную другим, потом, отпустив ее, законным образом сочетается с другою свободною, то за 1-ю повинен епитимии прелюбодеяния, потому и оженивыйся пущеницею прелюбодействует; а за 2-ю неповинен.
Вальсамон. Чужою правило называет здесь состоящую в законном браке или обрученную кому-либо. Итак, если кто учинит прелюбодеяние, присвоив себе чужую, по закону брака, и будет лишен ея с законным осуждением, затем вступит в брак с другою, то за прелюбодеяние должен подвергнуться епитимии по законам, а за вторую жену, если она была свободная, не будет ответственен. Так было определено святым по поводу тех, которые говорили, что прелюбодей не должен сочетаваться с другою женою, так как он подлежал уголовному суду и не мог вступить в брак по древнему закону, действовавшему в дни святаго Василия, то есть до издания Василик. Ибо хотя бы кто и подлежал за прелюбодеяние уголовному наказанию, но вступать в брак ему не было запрещено, и потому не должен был подвергаться епитимии. Тем более таковой не может быть наказуем ныне, когда уголовное наказание отменено, и прелюбодеи наказываются только вырыванием ноздрей и лишением имущества. И прочти 82-ю главу 37-го титула 10-й книги (Василик) и 32-ю новеллу царя господина Льва Философа. Но это, как мне кажется, имело место тогда, когда брак заключался по одному соглашению. Теперь же, когда браки и обручения совершаются с молитвословием, прелюбодей не иначе может вступить в супружество, как освободившись от епитимий за прелюбодеяние, определенных в 58-м правиле сего святаго.
Славянская кормчая. Иже чужду пустив, и поймет свободну, запрещение примет 1-я ради, 2-я же ради неповинен.
Толкование. Аще кто жену поймет от иного пущену, и потом ту пустив, другую свободну сущу от мужа закону поймет, за 1-ю убо прелюбодеяния запрещению повинен есть, понеже иже пущеницу поим, прелюбы творит. За 2-ю же, неповинен есть.