Правило 33
О том, что не должно молиться вместе с еретиками или раскольниками.
Зонара. Если верные не должны есть, или молиться вместе с еретиками, или принимать от них благословение, то еще более не должны заключать с ними брак и отдавать им в супружество сыновей, или дочерей; ибо они научат их своему зломыслию и совратят из правой веры в развращенные свои мнения. А если еретики хотят отдать в супружество верным своих детей, обещая из неверных сделаться христианами, или от развращенных учений перейти в православие, – в таком случае это дозволяется настоящим правилом. А слова: «не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз», не так должно понимать, что со всяким не должно, а с некоторыми должно; но одним разом вообще отцы запрещают это, потому что правило почти что говорит, что ни с одним еретиком не должно заключать брачного союза. Это – особенность Писания; ибо Давид говорит: не убойся, егда разбогатеет человек, яко внегда умрети ему, не возмет вся (Пс.48:17-18). Итак, что? Что-нибудь по крайней мере возьмет? Конечно, ничего. И в другом месте: еда не всуе создал еси вся сыны человеческия (Пс.88:48)? А кого-нибудь создал всуе? Никто не скажет этого. Так должно понимать и здесь выражение: «со всяким». Таково и выражение: да не внидеши ко всякому ближнему плоти твоея. А еретиками называются те, которые погрешают о вере; раскольниками же те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и устрояют свои отдельные собрания.
Аристен. He отдавать детей в супружество еретикам должно, но брать от них, если обещают быть христианами.
Брать у еретиков детей, если они дают обещание быть христианами и сочетать их в общение брака с детьми христиан дозволено. А отдавать христианских детей для сочетания с еретиками запрещено во многих правилах.
Аристен. Благословения еретиков суесловия.
He должно принимать приносимого еретиками; ибо это скорее суесловия, чем благословения.
Аристен. С еретиками, или раскольниками не молись.
Кто молится с ними, тот лишается общения. А раскольники суть авдиане, которые веру содержат, как и кафолическая церковь; но живут большею частью в монастырях и молятся не со всеми. Они порицают и наших епископов за их богатство и других за другое; и Пасху совершают отдельно с иудеями; имеют также и некоторые другие свои особенности, против которых должно вооружаться, ибо они некоторые места божественного Писания толкуют самым строгим образом.
Вальсамон. Настоящие три правила имеют одинаковую силу; ибо повелевают верным не есть вместе с еретиками, не молиться с ними, не принимать от них благословений, не вступать в брак с ними ни самим от собственного имени, ни детей своих не отдавать к еретикам, ибо они научат их своему служению и совратят от правой веры. Если же еретики хотят отдать своих детей в супружество верным, то правило допускает это под тем условием, если они дают обещание сделаться верными. He скажи, что выражение: «не должно со всяким еретиком» следует понимать так, что со всяким не должно, а с некоторыми должно, но скажи, что это вообще запрещается правилами; ибо таково и следующее выражение Писания: не убойся егда разбогатеет человек, яко внегда умрети ему, не возмет вся (Пс.48:17-18); потому что и этот на основании слов Давида: не возмет вся; не возмет же по противуположению чего-нибудь из своего богатства. Прочти святых Апостолов 10-е, 45-е и 46-е правила, Антиохийского собора 2-е правило, Халкидонского 14-е правило, Карфагенского 21-е (30) правило, 6-го собора 75-е правило и настоящего собрания титул 12-й, главу 13-ю и что в ней.