Правило 32
Епископы да не отправляются за море, разве только по решению своего епископа первенствующей кафедры в каждой области, т. е. только в том случае, если епископ получит преимущественно от своего первенствующего епископа установленное (τετυπωμένην) письмо, которое называется отпустительным, т. е. рекомендацию.
Зонара. И самая справедливость, и правила, следуя справедливости, требуют, чтобы епископы и все вообще предстоятели словесного стада пребывали при своих церквах и пасли и управляли вверенных им людей. Посему и настоящее правило повелевает епископу не отлучаться за море, то есть на дальнее расстояние; а если когда необходимость требует сделать это, то он не иначе должен отлучаться, как по разрешению епископа первой кафедры в той области. А о разрешении упомянуто в правиле затем, чтобы показать, что если патриарх той страны или митрополит не изследует причину, по которой епископ намерен отлучиться, и не признает оную необходимою, и не даст ему так называемую отпускную грамату; то он не может по правилам отлучиться. А словом «разрешение» (ψήφισμα) называется изследование и приговор. А «преимущественно от первенствующего», говорит потому, что в другом правиле сказано, что отлучающийся должен приносить письма и от епископов той области; итак, на этом основании сказано относительно первенствующего в области: «преимущественно», то есть: хорошо иметь письма и от всех епископов страны, но преимущественно, то есть главным образом, иметь установленную отпускную грамату от первенствующего или одобрение показывающее, что отлучка его именно нeобходима; или установленную, то есть скрепленную печатию, подписанную, а выражение: «или одобрение» – употреблено вместо: указание его тем, к которым отправляется, то есть сообщение сведений о нем, одобрение его, представлению его.
Аристен. Епископ не должен отлучаться за море, если не получит отпускного одобрения от первенствующего в стране.
Ни епископ, ни клирик не должен отлучаться далеко без ведома и граматы первенствующаго в стране, как это определено и на Сардикийском соборе, и на Лаодикийском.
Вальсамон. О том, как должны отлучаться епископы от вверенных им церквей, сказано в 14, 15 и 33 апостольских правилах, в 7, 8 и 11 правилах Антиохийского собора, в 41 и 42 Лаодикийского, в 13 Халкидонского, в 5, 16 и 17 Сардикийского и достаточно того, что в них написано. А когда слышались слова правила, что епископ должен отлучаться с разрешения, то есть по расследованию первого, то есть митрополита, не скажи, что достаточно расследования только его, но что необходимо согласие на это и всего подведомого ему собора на основании 11 правила Антиохийского собора; ибо по этой причине присовокупляется в правиле, что необходимо согласие и прочих епископов, преимущественно же первенствующего. А установленным названо отпустительное послание, или потому что установляет необходимую причину отлучки епископа, или потому что долженствует иметь печать и подпись первенствующего в соборе. Оно названо также одобрением, потому что указывает отлучившегося епископа тем, к которым он уходит, то есть дает сведение об нем и представляет.