Правило 19
Те, которые приносят обет девства и нарушают его, пусть понесут наказание двоебрачных. Девам же, сожительствующим с кем-либо как сестры, мы запретили это.
Зонара. Давшие обет хранить девство, будут ли это мужи, или жены, если нарушают свои обеты, должны быть подвергаемы епитимии двоебрачных; ибо пределом у отцев называется устав и правило; то есть все, что положено правилами и уставами о двоебрачных, то должно иметь силу и по отношению к ним, так что они должны быть принимаемы по истечении года. А женам, дающим обеты девства, правило возбраняет соединяться с мужами, то есть жить вместе, сожительствовать, даже именуя себя сестрами тех, с которыми вместе живут, дабы не было против них какого-либо неприличного подозрения. А Василий Великий в 18 правиле выразил мнение, что давшая обет девствовать и не сохранившая сего обета должна подлежать осуждению прелюбодейцы.
Аристен. Давший обет девства и нарушающий, да будет отлучен на 4 года; а девы не должны сожительствовать с некоторыми как с братьями.
Это правило в полном тексте требует, чтобы тот, кто дал обет девства и нарушает оный, выполнил епитимию двоебрачных. Епитимия же двоебрачного, как говорит 4-е правило Василия Великого, состоит в том, чтобы быть в отлучении в течение года, хотя другие отцы отлучали такового на 2 года. А сам Василий Великий в 19-м своем правиле представляет, что «обетов мужей относительно девства мы не знаем, как разве которые причислили себя к чину монашествующих»; но и для сих мужей, давших обет девства, считает приличным спрашивать их и принимать от них ясный обет; так, чтобы, когда они нарушают свой обет и совратятся к плотоугодному и сладострастному житию, подпадали епитимии блудодействующих. Сделавший сокращение настоящего правила опустил положенное в пространном тексте для нарушившего обет девства отлучение двоебрачных; а прибавил епитимию, положенную таковому Василием Великим, то есть епитимию блудников. А епитимия таковым продолжается 7 лет, из коих 2 года они должны проводить в числе плачущих, 2 в числе слушающих, а другие 2 в числе припадающих и 1 год стоять вместе с верными, а в 8-й допускаются до приобщения святых Таин, как определяет 59 правило того же Василия Великого. А иногда некоторые подлежащие епитимии блуда несут сие наказание в течение 4-х лет, 1 год в числе плачущих стоять вне церковной ограды, во 2 год принимаются в число слушающих, в 3-й допускаются к покаянию с припадающими, а в 4-й к стоянию с народом, воздерживаясь от приношения, и в 5-й получают благое причастие, так например те, которые имеют жен после тайного или и насильственного растления, как говорит 22 правило того же святого Василия. Кажется, согласно с сим правилом, сокращавший правило приложил меньшую епитимию блудников, то есть 4-летие. Это правило также запрещает совершенно девам обращаться вместе с мужчинами под каким бы ни было предлогом.
Вальсамон. Тех, которые нарушили данный ими пред Богом обет хранить девство, отцы подвергают пределу, то есть епитимии двоебрачных. А поскольку некоторые жены, давшие обет хранить девство, как кажется, соблазняли многих тем, что сожительствовали с некоторыми мужами, называя их своими братьями, то отцы запретили и это. А нарушением обета девства называй здесь не блуд, но законный брак; ибо по этому и наказывают отцы таковых только епитимиею двоебрачных. Если некоторые из таковых впали в блуд; то должны быть подвергнуты епитимиям, наказывающим блудников. Девствующими, впрочем, ты должен называть здесь не тех мужей и жен, которые отреклись от мира и избрали монашескую жизнь, но некоторых других приходящих к Богу в мирском одеянии и дающих обет девства. Ибо избравшие монашескую жизнь, если нарушают свой обет Богу и вступают в брак, должны быть подвергнуты не епитимии двоебрачных, но, по расторжении брака, как недействительного, должны быть строго наказаны и отданы в тот монастырь, в котором были пострижены, как мы сказали, и в различных других правилах. Поскольку же Василий Великий в своем 18-м правиле определяет деву, нарушившую свой обет данный пред Богом, подвергать осуждению прелюбодейцы; то прочти это правило и 46-е правило 6-го собора.