Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 17
menu

Правило 17

Заботясь о соблюдении во всем церковного благочиния, мы признали необходимым определить и то, чтобы впредь никого из мирян или монахов не возводили сразу же на высоту епископства, но прежде испытывали на церковных степенях, после чего рукополагали во епископа. Ибо хотя и доныне некоторые миряне или монахи по необходимости удостаивались сразу же епископской чести, превосходили других добродетелью и возвышали свои Церкви, но мы, не считая редкий случай законом для Церкви, определяем, чтобы впредь этого не было. Рукополагаемый да пройдет по порядку все степени священства, в каждом чине оставаясь положенное время.

 

Зонара. Правило запрещает поставлять в епископы мирянина, или монаха, не испытанного прежде на церковных степенях, то есть не поставленного, не одобренного. Оно требует, чтобы имеющий быть произведенным в епископство, был по порядку рукополагаем на каждую из священных степеней и, пребыв в каждом чине назначенное время, потом уже возводим был на высоту епископства. Ибо, говорит правило, если иногда некоторые из мирян или монахов и были тотчас возводимы на епископское достоинство, и хотя они просияли добродетелию и послужили украшением церквей, в которых предстоятельствовали; но того, что случалось редко, мы не полагаем в закон для церкви, дабы следовать тому. Тоже постановлено и в 10-м правиле Сардикийского собора.

Аристен. Имеющий быть поставленным в епископа не вдруг должен быть возвышаем из мирян, или монахов; но должен пребыть определенное время в каждом чине священных степеней. Ибо если некоторые и прославились, несмотря на быстрое возвышение, но редкое– не закон для церкви.

Вальсамон. Отцы называют церковным бесчинием, когда какой-либо монах, или мирянин, неосмотрительно и без испытания делается архиереем. Посему, говорят, не должно производить кого-либо на высоту епископства, если предварительно не пройдет всех церковных степеней чрез определенное и достаточное для каждой степени время. К сему присовокупляют, что хотя и бывало нечто подобное прежде, по настоятельной нужде, и хотя избранные и немедленно рукоположенные просияли добродетелию и украсили церкви, в которых были предстоятелями, но случающееся редко не есть закон для церкви, которому нам должно следовать и далее. А поскольку часто возникало сомнение относительно того, как продолжительно должно быть упомянутое в правиле «определенное» время, то некоторые сказали, что так как просиявший в богословии великий Григорий в своем слове на пятидесятницу говорит, что священник совершается в 7 дней, то и мы должны соблюдать если не большее, то по крайней мере это время относительно каждой степени. Другие сказали, что 10-е правило Сардикийского собора определяет, что никто богатый, или ученый от светского служения не должен быть поставляем в епископа, разве когда совершит служения чтеца и диакона и пресвитера, проводя в степени каждого чина не слишком малое время. Ссылались также на 7-ю главу 1-го титула 3-й книги Василик, или, что тоже, на 2-ю главу 137 Юстиниановой новеллы, где между прочим говорится, что воин или гражданин не иначе может быть избираем (во епископа), как если безукоризненно проведет монашескую жизнь в монастыре в течении не менее 15-ти лет, а настаивали, что определенный срок есть 15-тилетний. А мне кажется, что новелла говорит о воинах и гражданах, а правило Сардикийского собора – о богатых с торжища и об учителях красноречия, но никак не обо всех монахах, или мирянах: тех и других нужно различать. Прочти еще 123-ю Юстинианову новеллу, в начале которой говорится так: «мы даем право тем, которые производят избрания, если признают какого-либо мирянина, кроме советчика и воина, достойным указанного выше избрания, избирать такового вместе с двумя другими клириками, или монахами; впрочем так, чтобы мирянин, избранный таким образом на епископство, не тотчас был поставлен епископом, но предварительно причислялся к клирикам не менее как на 3 месяца, и изучив таким образом святые каноны и священное служение церкви, был рукоположен в епископа». И немного спустя опять говорит следующее: «а если кто вопреки упомянутому предписанию будет поставлен в епископа, то повелеваем всячески изгонять его из епископства; а того, кто дерзнул вопреки сему совершить рукоположение, удалять от священного служения на 1 год, и за учиненный им проступок, все имущество, перешедшее в его власть в какое бы ни было время и каким бы ни было способом, передать в собственность той церкви, в которой он состоит епископом». Таким образом, если только не препятствует то, что эта новелла не помещена в Василиках, на основании ее решается недоумение, по крайней мере, относительно мирян. Но хотя я думаю, что отсюда не выходить никакого препятствия для разрешения недоумения, тем не менее склоняюсь к тому, что указано святым отцем нашим Григорием Богословом относительно совершения священников, и говорю, что рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться чрез 7 дней; и тем более, что это принимает неписанный церковный обычай, допуская такие рукоположения на каждую степень. Прочти еще 13-ю главу 1-го титула настоящего собрания и заметь, на основании настоящего правила, что в церковных чинах те монахи, которые не приняли епископского пострижения, занимают место мирян.

Славянская кормчая. Хотяй поставлен быти от мирских человек епископ, не скоро да возведен будет на епископьский престол. Такоже и мних не скоро да взыдет на таковую высоту: но в коемждо чину священнических степеней узаконенное время исполнит, рекше в подиаконстве, и в диаконстве, и в презвитерстве. Аще бо и преже неции вскоре вознесшеся (шедше) на таковую высоту, и добре скончавше, но несть то церковный закон, иже редко бывает.
И сего собора правила, уже в церкви святых Апостолов скончашася о Господе.