Правило 16
О тех, которые впадали или впадают в скотоложство. Согрешившие прежде 20-летнего возраста, после 15 лет припадания пусть войдут в молитвенное общение, затем, проведя 5 лет в таком общении, приступят к причащению Святых Таин. Пусть же будет испытан и образ их жизни, когда они будут среди припадающих, и в зависимости от этого пусть сподобляются человеколюбия. Но если некоторые не знали меры в грехах, им следует долгое время пребывать в числе припадающих. Те же, которые, выйдя из этого возраста и имея жен, впали в такой грех, после 25 лет припадания пусть входят в молитвенное общение, затем, после 5 лет пребывания в молитвенном общении, пусть причащаются Святых Таин. Если же некоторые, и имея жен, и переступив 50-летний возраст, согрешили, пусть сподобляются общения при исходе из жизни.
Зонара. Смесившихся с бессловесными животными, правило повелевает исправлять не всех одинаково; но делает различения по возрастам их. Ибо хочет, чтобы не достигшие еще 20 находились в числе припадающих 15 лет; потом в другие 5 лет были в общении с верными в молитвах (вместо: стояли и молились вместе с ними) и после 5 лет купностояния причащались и божественных даров. Но должно, говорит, исследовать и поведение их во время епитимий, так что, если и в это время они живут беспечно и не показывают в покаянии горячности, не получали бы человеколюбия. А если некоторые, говорит правило, грешили долгое время и до сытости усладились сим злом, таковые должны подвергнуться продолжительному припаданию, то есть в течение 20-летнего времени; ибо и в гражданских законах 20-летний срок называется долгим временем. Это говорит правило о молодых и не имеющих жен. А те, которые впали в этот грех, преступив возраст молодости и вступив в возраст мужеский, и сожительствуя с женами, таковым правило повелевает быть в числе припадающих 25 лет и таким образом другие 5 лет быть в общении с верными в молитвах и по прошествии 30 лет принимать святое причастие; тех же, которые и жен имеют и склонились уже к старости, и еще одержимы этим злом, правило не хочет никогда удостаивать божественного причастия, разве только при исходе от сея жизни.
Аристен. Скотоложствовавший прежде достижения 20-летнего возраста должен находиться в числе припадающих 15 лет; а если пал уже преступив этот возраст и имея жену, должен быть в числе припадающих 25 лет. А кто и жену имеет и находится в возрасте свыше 50 лет, да пребывает в числе припадающих до исхода живота.
81 глава 37 титула 60 книги Василик словом «ἁλογευσάμενοι» называет скотоложников (κτηνοβάται), у каковых и повелевает отсекать член, – как и у тех, которые делают срам с мужчинами. О сих правило и определяет, чтобы они, если им менее 20 лет, находились в числе припадающих в течение 15 лет и в другие 5 лет стояли вместе с верными и участвовали только в молитвах, потом прикасались и к божественным Тайнам; а те, которые, имея более 20 лет, имея и жен впали в эту страсть, по исполнении 25 лет в числе припадающих и еще 5 лет в общении молитв, после сего получают причастие божественных Таин; имеющие более и 50 лет возраста, если имеют и жен, должны находиться в числе припадающих во всю жизнь и при исходе получать благое напутствие.
Вальсамон. Отцы делают здесь дивное и достойное великой похвалы разделение; ибо постановляют, что с бессловесными животными смесившиеся, или смешивающиеся и, должно сказать, имеющие смеситься, если не имеют 20 лет, 15 лет должны быть в числе припадающих и после этого в течение 5-летия удостаиваются молитвы вместе с верными; по исполнении и сего могут причащаться божественных Таин; между тем епископ долженствует поступить с ними и несколько человеколюбивее, если, может быть, к этому располагает богоугодное поведение их во время стояния в числе припадающих и покаяние. Но это, говорят отцы, так должно быть с теми, которые согрешают иногда по естественной необходимости; ибо предавшиеся этому безрассудному греху по пресыщению, то есть свыше нужды и от небрежения, должны находиться в числе припадающих в течение более продолжительного времени. Так те из впавших в этот грех, которые имеют более 20-летнего возраста, имеют и жен, присуждаются быть в числе припадающих в течение25 лет, и таким образом еще чрез 5 лет удостаиваются общения с верными; а по исполнении и сего времени приемлют и божественныя Тайны. Преступившие же 50-летний возраст, если при том имея жен впали во что-нибудь такое, никогда не должны быть удостаиваемы божественного причастия, разве только при исходе от сея жизни. – А поскольку святые отцы разделили согрешающих на 3 разряда и повелели иначе наказывать тех, которые не достигли 20-летнего возраста и иначе вступивших в 50-летие и иначе тех, которые преступили 50-тилетний возраст; ибо младшим по возрасту они оказывают снисхождение, потому что они согрешают по нужде естества и по шаткости мыслей; а людей более зрелого возраста и по сему более твердых мыслей наказывают строже, точно также еще строже наказывают достигших старости, если они впадут в подобный грех, как людей более разумных и не могущих сослаться на естественную необходимость; – то ввиду сего иной может спросить, почему отцы наказывают перешедших 20-летний и 50-летний возраст, если они имеют жен и согрешили, а тех, которым не исполнилось 20-ти лет наказывают, хотя бы они и не имели жен? Решение. Отцы человеколюбивее были расположены к тем, которые еще по причине возраста увлекаются ко злу и менее рассудительны, и не присовокупили условия относительно жен, признав безразличным, имеют они жен, или нет; а остальных подвергая более тяжкому наказанию, как таких, которых не извиняет ни пыль страстей, ни слабость возраста, присовокупили, что еще более должно наказывать их, если они имеют и жен. Впрочем, знай, что они не должны избежать епитимий, если и не имеют жен, но должны быть наказаны подобно тем. А продолжительным несением епитимии припадающих некоторые назвали 20-летие, основываясь в этом на законе, в котором говорится, что продолжительным временем, то есть 20-летним добросовестный владетель приобретает права собственности на недвижимое имущество отсутствующего лица. Но мнение так говорящих не было принято, потому что продолжительным временем называется и 10-летие, по истечении которого добросовестный владетель приобретает права господства на недвижимость, принадлежащую какому-либо присутствующему лицу; и они должны были выслушать, что продолжительное время есть то, какое назначено будет епископом. А когда слышишь, что правило говорит, что погрешившие таким образом в старости наказываются одною епитимиею, то есть удалением от божественных Таин, не скажи, что прочия епитимии на них не налагаются, так как об них умолчано; ибо за этою страшною епитимиею необходимо следуют и прочия; и если не более, то по крайней мере в продолжение 30-ти лет и они должны быть принуждены оставаться под игом епитимий. Не присовокупили отцы стольких лет потому, что очень немногие люди проживут еще 30 лет, если подвергнуться осуждению после 50-ти лет жизни.