Правило 146
В качестве свидетелей не допускать к свидетельству тех, кого предписано не допускать и к обвинению, а также и тех, кого сам обвинитель приведет из собственного дома. Свидетельства от лиц, не достигших 14-летнего возраста, не принимать.
Зонара. Сказав об обвинителях, отцы собора дают теперь постановление и о свидетелях, и говорят, что тех, коим запрещено делать обвинительные доносы, не должно допускать и к свидетельству: а те, кого должно допускать, не должны быть несовершеннолетними (не достигшие еще 14-ти лет своей жизни), и суть несовершеннолетние (ἅνηβοι), ибо у них мышление еще не твердо, и потому им не может быть дозволено свидетельствовать. Кроме того (правило) не позволяет обвинителю приводить домашних свидетелей; а домашние суть те, которые из его дома. Но не всем таковым законы запрещают свидетельствовать, а некоторым только, именно: подвластным того самого лица, которое приводит их, или незначительным подручникам, которых можно заставлять (делать показания) и, в случае непослушания, наказывать. А если подчиненные будут достойны уважения, как-то священники, или диаконы, или грамматики и все подобные им, то не должны быть не допускаемы к свидетельству.
Аристен. И кому нет 14-ти лет.
Таковой не допускается к свидетельству по причине несовершеннолетия; ибо свидетельствующему, сверх того, чтобы он был почтенным и православным, нужно еще быть твердым (в мыслях), а мысль несовершеннолетнего скользит. 2-я же статья 17-й главы 1-го титула 21-й книги (Василик) не допускает к свидетельству против кого нибудь в преступлении – и того, кому меньше 20-ти лет.
Аристен. Обвинитель не представляет свидетелей из собственного дома.
Свидетельства домашних не принимаются и по законам; ибо 21-я глава 1-го титула 21 книги (Василик) говорит буквально так: «обвиняющий не может приводить своих домашних во свидетели»; и 25-я глава того же титула и книги: «свидетельства домашних отвергаются». А под домашними свидетелями разумей тех, которые состоят под властию кого-либо и могут принимать от него приказания: таковые не должны быть допускаемы к свидетельству ни за своего господина, ни против того, кто его обвиняет, ни в уголовном иске, ни в гражданском. А если кто-либо, начиная иск против другого, пожелает воспользоваться свидетельством чужих домашних, то это не запрещается. Ибо из одного дома могут и отец, и сын подвластный, и два подвластные сына – брата свидетельствовать и за и против кого нибудь, как говорит 15-я глава того же 1-го титула 21-й книги.
Вальсамон. Отцы собора, сказав об обвинителях, теперь дают постановление о свидетелях, и говорят, что желающие свидетельствовать против посвященных лиц в уголовных делах должны быть таковы же, как и допускаемые правилами к обвинению, так что кто не допускается к обвинению, не должен быть допускаем и к свидетельству. Кроме того, правило отвергает домашних свидетелей и несовершеннолетних, т. е. имеющих менее 14-ти лет. Только таких лиц устраняет от свидетельства (настоящее) правило. А 1-й титул 21-й книги Василик не допускает к свидетельству в уголовном суде и других различных лиц: прочитай этот титул. Свидетелями из дома обвинителя считаются все те, которые живут вместе с ним и которым он может приказывать. Ибо 6-я глава 1-го тит. 21-й книги говорит: «недостоин веры тот свидетель, кому я могу приказывать свидетельствовать»; 24-я глава: «обвинитель не может приводить домашних свидетелей»; 27-я глава: «свидетельства домашних отвергаются»; 2-я статья 11-й главы 51-го титула 60-й книги, где говорится: «незначительные домашние кражи не должно делать предметом общественного суда». Домашние же (кражи) суть те, которые делают рабы у господина, отпущенники у патронов, наемники у нанимателей, если живут у них. Сопоставляя настоящее правило, которое говорит, что имеющие менее 14-ти лет не должны свидетельствовать, а только старшие, с 20-ю главою 1-го титула 21-й книги, говорящую буквально так: «обвинитель не может призывать к свидетельству того, кто публично обвиняется, ни того, кому меньше 20-ти лет», кто-нибудь спросит: на что же мы должны обращать внимание? И мне кажется, что скорее на закон; ибо тот, кому менее 20-ти лет, хотя и более 14-ти, не должен быть допускаем к свидетельству в уголовном деле, как не обладающий еще твердым мышлением. При том закон и много позднее правила, потому что он был принят в пересмотренный кодекс Василик спустя много лет после настоящего собора. Прочти еще 75-е правило святых Апостолов.