Правило 144
Угодно было не допускать к обвинению никаких рабов и собственных вольноотпущенников и всех тех, кого не допускают к обвинению в преступлениях гражданские законы; а также всех, на ком лежит пятно бесчестия, т. е. актеров и лиц, преданных безнравственности; также еретиков, или язычников, или иудеев. Однако всем, кому отказано в праве на такое обвинение, не должно отказывать в праве обвинять по своим собственным делам.
Зонара. По законам рабы не могут делать доносов или свидетельствовать, и совершать некоторые другие действия; а отпущенники могут делать доносы, даже уголовные, на других, но не на своих освободителей или их детей, или наследников, имеющих по отношению к ним права патроната; (патронат есть слово римское, которое в переводе значит покровительство). Итак, правило не допускает до обвинения епископов и клириков ни рабов, ни отпущенников самих обвиняемых, ни кого-либо из других, которым гражданские законы запрещают обвинять в преступлениях, ни бесчестных, каковы позорищные, борцы со зверями, или единоборцы. А к позорищным относятся все, служащие на сцене, из коих одни обыкновенно исполняющие свое дело пред лицем царя в законах считаются почетными, а те, которые играют на торжищах и в народных собраниях признаются бесчестными. Подобным образом и борцы с зверями, которые также называются псовыми охотниками (κυνηγοί), и единоборцы, если борются с зверями или единоборствуют для показания мужества и по любви к славе, суть почетны, а если ради вознаграждения – бесчестны; ибо кто не щадит собственной жизни, но отдает ее за вознаграждение, и из-за корысти презирает смерть, как избежит дурного мнения о нем других? Кроме того, не дается право обвинять и еретикам или неверным. А если таковые имеют свои собственные дела, и об них начинают иск, то должны быть приняты, хотя бы предъявляли иск на епископов, или клириков. То же самое определяет и 6-е правило 2-го собора, и прочти, что в нем написано.
Аристен. Раб, отпущенник, прежде обвиненный в чем либо, за что не принимают в народном судилище, позорищный, эллин, еретик и иудей (не допускаются к обвинению клириков).
Не должно без исследования принимать обвинений или свидетельств против епископов или клириков, но рассматривать обвиняющих или свидетельствующих по 6-му правилу Константинопольскаго собора. И если имеют жизнь безукоризненную и веру православную, допускать их; если же они или рабы (ибо эти и по гражданским законам не могут обвинять или свидетельствовать против кого бы то ни было ни в уголовных, ни в денежных делах), или отпущенники самих обвиняемых (ибо и этим запрещается законом свидетельствовать о преступлении против тех, от кого получили свободу, потому что требуется, чтобы они своих патронов, т. е. освободителей, считали почтенными и как бы святми), или прежде обвиненные и не оказавшиеся невинными, или осужденные в гражданском суде и еще не восстановленные в своей чести царскою милостию, или ведущие жизнь бесчестную как смехотворцы (μῖμοί) и позорищные, или чуждые нашей вере, как иудеи, еретики и эллины, – не должны быть допускаемы к обвинению или свидетельству против епископов или клириков, потому что они не о другом чем заботятся, как только, чтобы запятнать и помрачить добрую славу священников и произвести соблазн в церкви.
Вальсамон. И это правило уясняется тем, что написано в 6-м правиле 2-го собора, ибо говорит, что рабы, бесчестные, еретики в вообще все те, которым запрещено законами, не могут являться в уголовные суды и обвинять посвященных; впрочем, говорит правило, всем таким лицам, если они ищут принадлежащего им, не должно быть запрещено начинать уголовные иски против епископов и клириков: только обвинения, не касающияся их собственных интересов, именно – общественные, которые могут быть возбуждаемы каждым, запрещено им предъявлять. И заметь это. А поскольку правило упомянуло и об отпущенниках, то знай, что отпущенники против других могут вести уголовный иск, a против освободивших их, или, так называемых, патронов не могут. Прочти еще 8, 9, 10 и 11 главы 34 титула 60-й книги (Василик), и узнаешь, кому запрещается возбуждать уголовные иски и каким образом отпущенники не могут начинать таких исков против своих патронов; ибо (указанные законы) говорят: «кроме тех, кому воспрещено, остальные могут являться обвинителями в общественных судах». А запрещается это одним по природе или по возрасту, например – женщине и малолетнему; другим – как служащим в войске; иным – как начальствующим, другим – как бесчестным и лихоимствующим, т. е. берущим за то, чтобы обвинять или не обвинять; также – предъявляющим два обвинения против кого-либо; иным – по особенным личным отношениям, как отпущенникам к патронам; иным – по причине подозрения в клевете, как лжесвидетельствовавшим; иным – по причине бедности, как не имеющим состояния в 50 монет. Но все таковые могут привлекать к суду за преступления против себя и за убийство родственников. А дети и отпущенники, насильно лишенные части (наследства) отцем или патроном, не могут возбуждать дела о насилии, а о возвращении своей части – возбуждают; ибо и сын возбуждает иск против матери из-за подкидыша, чтобы не иметь его сонаследником, но не обвиняет в составлении ложной духовной грамоты. Позорищными называй тех, которые надевают маски, например, рабов или женщин, а не всех, показывающихся на сцене: ибо те, которые содержат музыкальные оркестры, суть почетны. Покрыты по правилу, позором сводники, содержатели блудниц и другие подобные. Безчестны также борцы со зверями – те, которые получают вознаграждение за то, чтобы победить зверя, и из-за корысти подвергают опасности свою жизнь, а не те, которые борются с зверями для показания мужества; ибо наказывается здесь не действие, а произволение, потому что и цари вступают в бой со зверями.