Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 13
menu

Правило 13

Поэтому и тех, кто оставил все ради спасения души и удалился, нельзя обвинять в том, что вместо них были якобы схвачены другие. Ведь и в Эфесе вместо Павла схватили в театре Гаия и Аристарха, спутников Павла, когда же Павел хотел войти в народ (поскольку мятеж произошел из-за того, что он привлек и обратил множество людей к богопочитанию), ученики не допустили его, говорит Писание (см. Деян.19:29–30). Кроме того, некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище (Деян.19:31).

Если же некоторые будут продолжать насмехаться над теми, кто искренне внимает говорящему: Спеши спасти свою душу и не оглядывайся назад (Быт.19:17), пусть вспомнят и то, как избранный между апостолами Петр, когда его уже ввергли в темницу и передали стеречь четырем четверицам воинов, по повелению ангела Господня ночью убежал и избавился от руки кровожадного Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский. По наступлении дня, говорит Писание, между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел повесить (ἀπαχθῆναι) их (Деян.12:18–19). Из-за этих стражей на Петра не возлагают никакой вины. Ведь можно было и им, когда они увидели происходящее, бежать, а также и всем детям в Вифлееме и всех его окрестностях, если бы их родители знали, что ожидает младенцев. Но эти дети были убиты скверноубийцей Иродом из-за того единственного Младенца, Которого он искал убить и Который по повелению ангела Господня бежал, уже начав скоро пленять и смело расхищать, согласно с нареченный Ему именем, как написано: Нареки ему имя: «Скорее обирай, наглее расхищай». Ибо прежде нежели сие дитя научится называть отца и мать, богатство Дамаска и добычи Самарии понесут пред царем Ассирийским (Ис.8:3–4).

Поэтому волхвы, как уже плененные и похищенные, покорно и почтительно поклоняются Младенцу, открывая свои сокровища и поднося Ему наиболее приличествующие и подобающие дары: золото, ливан и смирну, как Царю, Богу и Человеку. Потому-то они, при содействии Промысла, уже больше не пожелали возвратиться к царю Ассирийскому. Ибо получив во сне откровение, говорит Писание, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф.2:12). Тогда кровожадный Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16). Он искал убить вместе с ними и другого ребенка, рожденного прежде Него, и, не найдя, убил отца его Захарию между храмом и жертвенником (см. Мф.23:35), в то время как ребенок и мать его Елисавета убежали, за что не подлежат никакому порицанию.

 

[Наименование царя Ассирийскаго, святый Петр заимствует из приведеннаго им выше пророчества Исайи, и прилагает к Ироду, как враждовавшему против Божественнаго отрочати Христа, но им побежденному].

Зонара. А если некоторые, говорит (святой отец), оставили свое имущество и удалились, чтобы не быть схваченными и не подвергнуться опасности, так как они, может быть, не имели сил устоять в исповедании до конца по причине жестокости мучителей, то они не должны быть обвиняемы даже и в том случае, если вместо них были схвачены и наказаны другие. И опять приводит пример из Деяний, говоря, что вместо Павла в Эфесе были схвачены Гай и Аристарх, но Павел не был обвинен за это, ни Петр, изведенный из темницы ангелом, когда он избежал опасности, а стерегшие его воины были за него наказаны. Пользуется и из Евангелия примерами – избиенных Иродом детей, за которых, говорит, Господь не был обвиняем; – Елизаветы, убежавшей с Иоанном и спасшей его; – хотя отец его Захария, у которого требовали сына, был убит, но Иоанн за это не был обвиняем.

Вальсамон. А если некоторые, говорит, оставили свое имущество и удалились, дабы не быть схваченными и не подвергнуться опасности, не имея, может быть, сил устоять в исповедании до конца по причине жестокости мучителей, то таковые не должны быть обвиняемы, хотя бы вместо них и были схвачены и наказаны другие. В подтверждение сего приводит пример Гаия и Аристарха, схваченных вместо Павла; воинов, стерегших Петра; детей, избиенных за Христа Иродом, и Захарии, отца честного и святого Предтечи.

Синопсис. Нельзя винить и тех, кто бегством получил спасение, хотя бы вместо них были схвачены другие; ибо и эти могли убежать.