Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 13
menu

Правило 13

Вселукавый, посеяв в Христовой Церкви семена еретических плевел и видя, как их с корнем посекает меч Духа, вступил на другой путь коварства, покушаясь разделить Христово тело безумством раскольников. Но решительно отражая и этот его злой замысел, святой Собор определил на будущее время: если пресвитер или диакон, обвиняя собственного епископа в неких преступлениях, дерзнет прежде соборного рассуждения, рассмотрения дела и окончательного осуждения епископа отложиться от общения с ним и не будет возносить его имя согласно Преданию Церкви на литургии во время священных молитв, то он подлежит извержению и лишается всякой священнической чести. Ведь находящийся в сане пресвитера, но похищающий суд митрополитов и сам по себе прежде суда осуждающий своего отца и епископа не достоин и чести или имени пресвитера. А те, кто следует за ним, если они священнослужители – пусть и они будут лишены своей чести; если же монахи или миряне – пусть будут совершенно отлучены от Церкви, до тех пор пока не возвратятся к собственному епископу, с отвращением отвергнув общение с раскольниками.

 

Зонара. Различным образом, говорит правило, лукавый злоумышляет против Христовой церкви. Ибо когда увидел, что плевелы ересей посечены мечем Духа, измыслил другие козни, чтобы рассечь тело церкви и уничтожить ее единство. Таково и есть безумие раскольников, воспящая которое, говорят отцы собора, определяем, чтобы никакой пресвитер, или диакон не дерзал отступать от епископа, под властию которого состоит, не прерывал общения с ним, и не переставал возносить, по обычаю, его имя, зазирая своего епископа, прежде чем представленное против него обвинение будет рассмотрено собором и произнесен окончательный приговор, осуждающий его; а кто сделает так, будет извержен. Ибо кто, состоя в достоинстве пресвитера, восхищает себе суд митрополитов (так как епископов судят митрополиты), и прежде суда осуждает своего епископа, который есть ему отец по духу, тот не достоин того, чтобы почитали его и именовали как пресвитера; и последующие за отщепенцем, если они и сами посвященные, должны быть извержены, а миряне или монахи – отлучены от церкви совершенно, т. e. извергнуты, так, чтобы не имели права и входить в церковь. Ибо отлучение (άφορισμός) есть как удаление от причащения божественных таин, так и нахождение вне церкви: последнее отцы назвали совершенным, как более тяжкое и вполне отделяющее отлученного от верных. Сроком такого отлучения назначено обращение виновных: ибо, говорит правило, они должны быть в отлучении, доколе не обратятся к своему епископу, отвергнув сообщество с раскольниками.

Аристен. Если какой пресвитер, или диакон, заподозрив своего епископа в преступлении, отступит от общения с ним прежде соборного расследования и не будет возносить его имени, да будет извержен и лишен всякой священнической чести. А последующие ему, если это посвященные, должны лишиться своей чести; монахи же, или миряне да будут отлучены, пока не обратятся.

Вальсамон. Когда по благодати Божией прекратилось зло от ересей, отцы стали усматривать, что некоторые посвященные, по сатанинскому наваждению, уклоняются в безумие раскольников, отделяясь от общения со своими епископами, не за их нечестие или несправедливость (что было бы согласно с 31-м апостольским правилом), но потому только, что, например, кто-нибудь взводил на них обвинение в преступлении. Исправляя сие, как дело, рассекающее тело Христово, то есть церковь, (отцы собора) определили извергать тех священников и диаконов, которые дерзнут так незаконно отделяться от общения со своим епископом, прежде окончательного соборного осуждения его, и не возносить при божественных священнодействиях его имени, согласно церковному преданию. Ибо, говорят, не достоин имени и чести пресвитера тот, кто бесстыдно присвояет себе суд митрополита, каковой он, может быть, должен был произвести над епископом, и кто берет на свою совесть осуждать своего отца, епископа, тем, что прерывает общение с ним, как бы уже на самом деле осужденным. И не только таковых определяют отцы извергать, но и последовавших им, если они посвященные; мирян же отлучать и оставлять под епитимиею, пока не придут в сознание зла и не обратятся к своему епископу. Прочти еще 1-ю главу 12 титула настоящего собрания и 1-е правило святого Василия. Но кто-нибудь спросит: так как правило наказывает только пресвитеров и диаконов – отщепенцев, то понесет ли такое же наказание другой клирик, отделяющийся от общения со своим епископом, или нет? Решение. Так как правило извергает не только тех посвященных, которые были главными виновниками (раскола), но и тех, кто следует им, то по необходимости все клирики – главные виновники раскола, кто бы они ни были, должны быть извергнуты из своих степеней. А хорошо правило упомянуло только о пресвитерах и диаконах, потому что они главным образом производят раскол, как совершающие служение святого олтаря и могущие возносить, или не возносить имя епископа. Если же возразишь мне, почему нижеследующее правило упомянуло только о пресвитере, но умолчало о диаконе, то опять услышишь, что возношение имен епископов есть более дело священников, чем диаконов: потому-то об них и чаще упоминается.

Славянская кормчая. Аще который пресвитер, или диакон, якожо се мня, сведый своего епископа согрешиша, прежде суда и уведения всех епископ собора отступит от общения его, и не поминает имене его в службе, да извержется, и всея священническия чести да будет лишен: последующии же ему, аще суть священници, своея чести да отпадут: мниси же и мирстия человецы, да отлучатся, дóндеже обратятся.