Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 12
menu

Правило 12

Некоторые из братьев и соепископов в городах, где они поставлены в епископы, владеют, по-видимому, очень малой собственностью, а в других местах обладают большими имениями, от которых могут помогать и бедным. Потому мы считаем, что, если они пожелают приехать в свои имения и собрать плоды, нужно позволить, чтобы они пребывали в своих имениях три воскресных дня, т. е. 3 недели, и приходили в ближайшую церковь, где служит пресвитер, и служили там, ради того чтобы не показалось, будто они остаются без богослужения; а в город, где есть епископ, они не должны приходить слишком часто. Таким образом и собственные их дела из-за их отсутствия не потерпят никакого вреда, и сами они, бесспорно, избегнут обвинения в кичливости и надменности.

 

Зонара. Некоторые из епископов, говорит правило, в странах городов, в которых епископствуют, имеют весьма малую собственность, принадлежащую их церквам, и не имеют собственности им самим принадлежащей, а в других странах имеют великие стяжания, из каковых стяжаний могут помогать бедным, доставляя им необходимое, так что им необходимо отправляться туда для собирания плодов. Итак, говорит правило, в этом случае епископу должно быть дозволено пребывать в другой области, оставаясь в своих поместьях с тем, чтобы он 3 седмицы не сходился с епископом города, но пребывал в своих поместьях, и чтобы присутствовал и служил в ближайшей к ним церкви, в которой устрояет собрание народа пресвитер. Выражение: «служить» не должно понимать здесь в смысле священнослужения и принесения бескровной жертвы, а в смысле молитвы и возношения Богу обычных песнопений. Ибо каким образом он мог бы священнодействовать, или совершать какое другое архиерейское действие в чужой области, не получив на это дозволения от местного епископа? Ибо по 36-му правилу Апостолов сделавший это извергается. И присутствовать в церкви и молиться вместе с тамошними верными потому, говорит, мы позволяем, чтобы не оказался остающимся без церковного богослужения и не нарушил выше изложенного правила, которое не бывающих в церкви в 3 седмицы отлучает. Впрочем, говорят, он не должен слишком часто приходить в город той страны, чтобы с одной стороны не потерпеть таким образом какого-нибудь ущерба от того, что не наблюдает за своими делами, а с другой стороны, чтобы отклонить от себя обвинение в гордости, дабы не подумали, что он по славолюбию удалился в другой город, или страну, дабы учить и посрамить ее епископа.

Аристен. Епископ, имея стяжания вне своего предела, если хочет идти туда, не должен пребывать там более времени протекающего между 3-мы воскресными днями; ибо, таким образом, собственная его паства будет иметь его, и сам он пребудет чужд высокомерия.
Если какие епископы имеют стяжания в чужих епископиях, то им не запрещается уходить для наблюдения за ними, и производить собирание плодов; впрочем, и им не позволяется оставаться в чужих епископиях более 3-х седмиц, чтобы дела их церкви не потерпели ущерба из-за отсутствия их, и чтобы не навлечь им на самих себя обвинения в высокомерии и гордости, если будут пребывать в чужом городе более продолжительное время.

Вальсамон. 11-е правило предлагает наставление о епископах, отлучающихся из города в город, или из епархии в епархию; а настоящее правило определяет, что епископы, имеющие большие недвижимые стяжания в чужой области, беспрепятственно могут отправляться туда для собирания плодов, и таким образом вспомоществовать бедным. Впрочем, говорит, епископ должен пребывать в своих владениях 3 воскресные дни, и присутствовать в церкви и служить вместе с местными верными, то есть молиться вместе с находящимся там пресвитером, дабы не показалось, что он остается без церковного собрания, и нарушает выше изложенное правило, подвергающее отлучению тех, которые не бывают в церкви в продолжении 3-х седмиц. А по прошествии 3-х седмиц не должен часто бывать в городе, в котором находится местный епископ. Ибо, говорит, когда это так делается, он сам он не потерпит денежного ущерба, потому что собирание плодов происходило в его присутствии, ни местный епископ не припишет ему гордости. Если это так, не скажи, что для епископа, отлучившегося в имение его церкви, лежащее вне области, обязательно пребывать там 3 воскресных дня, и не бывать в городе, в котором пребывает местный архиерей, но это предлагается в виде совета для избежания соблазна. Ибо если он хочет отсюда отправиться в город и мирно побеседовать с местным архиереем и потом возвратиться в свое церковное имение, это не возбранится ему; ибо цель правила состоит не в ином чем, а только в том, чтобы местный епископ не терпел беспокойства от епископа, приходящего туда из другой области, и не был, может быть, оскорбляем им. Прочти и написанное нами в 16-м правиле Двукратного собора, – и заметь, что в недвижимых имениях чужих церквей местный епископ действует архиерейскими правами; а Константинопольский престол на основании долговременного обычая, много раз получившего соборное утверждение, дает ставропигии во все церковные области, и имеет возношение не только в них, но и где бы ни имел недвижимые имения. А некоторые говорят, что сей святый престол имеет то же самое право не только в имениях, принадлежащих ему по праву владения, но и в недвижимых имениях подчиненных ему монастырей, – где бы сии селения ни находились. «Служение» мы правильно приняли в значении молитвы, ибо служить, т. е. священнодействовать без дозволения местного епископа невозможно.