Правило 115
Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию. Необходимо попросить издать об этом предмете императорский закон.
Зонара. Император Юстиниан в новелле, содержащейся в 28 книге Василик в 7 титуле, указал для расторжения браков определенные причины, без которых запретил расторгать брак; а этот собор, который был гораздо ранее Юстиниана и имеет в виду браки, расторгаемые по древнему обычаю, когда хотел каждый из супругов, определил, что разлучившиеся друг с другом должны или примириться между собою, так чтобы брак оставался, или пребывать так, т. е. безбрачными после разлучения; если же пренебрегут этим, то да будут понуждены к покаянию, т. е. пусть возымеют нужду покаяться, как согрешившие прелюбодеянием, по гласу Господа, глаголющего: «я́ко отпусти́вший жену свою́ ра́зве словесе прелюбоде́йна твори́т ю́ прелюбоде́йствовати; и и́же пущени́цу по́ймет, прелюбоде́йствует» (Мф.5:32). Впрочем, собор признал нужным просить, чтобы был издан царский закон о не расторжении браков без причины. А евангельским и апостольским учением называют (отцы) заповедь Господа и учение великого Павла; ибо Господь говорит: «я́́же Бо́г сочета́, челове́к да не разлуча́ет» (Mк.10:9); а блаженный Павел: «привяза́лся ли еси́ жене́; не ищи́ разреше́ния: отрѣши́лся ли еси́ жены́; не ищи́ жены́» (1Кор.7:27).
Аристен. Разлучающиеся супруги, если не примирятся, да пребывают так; если же не пребудут, то принуждаются к покаянию.
Собору угодно было, чтобы, согласно с евангельским и апостольским учением, никто не изгонял, по своей воле, и не отделялся от нее; а если случится, что муж или жена расторгнут супружество, и не примирятся, не пожелают сойтись опять; то они должны оставаться так – разлученными, а не вступать в другой брак, потому что оженивыйся пущеницею прелюбодействует; а если муж сочетается с другою женою или жена с другим мужем, то они должны быть принуждены к покаянию и подвергнуться епитимиям за прелюбодеяние. Ищи еще 87 правило Трулльского 6-го собора и Василия Великого правило 10-е, 35-е, 48-е и 77-е.
Вальсамон. Настоящий собор, предписывая, чтобы отступившая от своего супруга не совокуплялась с другим и, наоборот, чтобы муж не сожительствовал с другою, но или оставался безбрачным, или примирился, просит, чтобы посредством царского повеления все были принуждены так делать. А ты знай, что 117-я новелла Юстиниана, содержащаяся в 7-м титуле 28-й книги (Василик), дала иные постановления относительно расторжения браков. Прочти еще 87 правило Трулльского собора и что в нем написано, и найдешь многое по этому предмету; ибо то, что содержится в настоящем правиле, как гораздо старшем, потеряло силу.