Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 104
menu

Правило 104

Наставление братиям, Феасию и Еводию, назначенным посланниками от Карфагенскаго собора к славнейшим и благочестивейшим самодержцам. Когда, с помощью Господнею, приступят они к благочестивейшим царям: тогда явят им, каким образом, во время собора прошедшаго лета, старейшины донатистов с полною свободою, посредством градских извещений приглашены были собратися, дабы, аще имеют дерзновение защищати свое мнение, избрали неких способных от числа своего, мирно состязатися с нами, и кротостию христианскою несомненно показали, аще что либо от истины у себя удержали, дабы таким образом кафолическая искренность, издревле сиявшая в прошедшыя времена, и ныне подобно дознана была из замешательства и упорства противоречащих. Но Поелику они почти объяты были безнадежностью: то ничего не дерзнули отвещати. И так Поелику епископский и мирный образ действования на таковых употреблен, и они, не мощи отвещати против истины, обратились к нелепым насильственным поступкам, так, что многих епископов и многих причетников (да умолчим о мирянах) стеснили наветами, и в некоторые церкви вторгнулися, а в другия такожде вторгнутися покушались: то царскому человеколюбию предлежит попещися, чтобы кафолическая церковь, благочестной утробою Христу их родившая, и крепостию веры воспитавшая, была ограждена их помышлениям: дабы в благочестивыя их времена, дерзновенные человеки не возгосподствовали над безсильным народом, посредством некоего страха, когда не могут оный совратити посредством убеждения. Ибо известно и многократно законами оглашено, что производят гнусныя скопища отщепенцев. Сие многократно и повелениями самих вышереченных благочестивейших самодержцев осуждено было. Посему против неистовства оных отщепенцев просим дати нам Божественную помощь, не необычайную и не чуждую святым писаниям. Ибо апостол Павел, как показано в истинных деяниях апостольских, соумышление людей безчинных препобедил воинскою помощию. И так мы просим о том, да неукоснительно подастся охранение кафолическим чинам церквей в каждом граде и разных местах, прилежащих к каждому владению. Подобает вкупе о сем просити благочестивейших самодержцев, да соблюдают закон, изданный блаженныя памяти отцом их Феодосием, о взыскивании по десяти фунтов злата, с еретиков рукополагающих и рукополагаемых, такожде и с владельцев, у которых будет усмотрено собрание их. Притом да повелят подтвердити оный закон, с распространением силы его на тех, противу наветов коих представили свидетельства приявшие попечение о кафолической церкви, дабы, по крайней мере сим страхом, от произведения расколов и от еретическаго безумия, удержаны были, отлагающие свое очищение и исправлены при помышлении о вечном наказании. Еще и о том подобает просити, да будет благочестием их возобновлен до ныне существующий закон, котороый отъемлет у еретиков право взимати что либо, или при рукоположениях, или по завещаниям, или оставляти, и просто рещи, у ослепленных безумным своим предубеждением, и хотящих пребывати в заблуждении донатистов, да отымется власть или оставляти что либо, или взимати собственное. А тем, которые помышлением о единении и мире восхотят исправити себе, да будет разрешено, и при существовании таковаго закона, получати наследие, хотя бы что в дар или в наследие досталось им тогда еще, как они находились в еретическом заблуждении, за исключением впрочем тех, которые по призывании к суду, почли нужным прейти к кафолической церкви. Ибо о таковых полагати должно, яко не по страху небеснаго суда, но по алканию земныя выгоды пожелали кафолическаго единения. Сверх же всего сего потребна помощь от властей каждыя области. Но и аще иное что усмотрят местоблюстители, споспешествующие церковной пользе: сие делати и совершати даем полномочие.

 

Зонара. Когда донатисты не приняли посольства к ним от собора, отцы, собравшись, решись снова послать с жалобою на них посольство к царю Гонорию (ибо Гонорий управлял тогда Римом и западом), и посылаемым дали письменное наставление для напоминания о том, что они должны были сказать царю. А это наставление, которое они назвали коммониторием, состояло в следующем: между тем как мы с дерзновением призывали старейшин донатистов собраться, и, если имеют уверенность, защищать свое учение, чтобы таким образом и ныне «дознана была», т. е. и ныне обнаружилась «из замешательства и упорства», т. е. из невежества и упрямого сопротивления противоречущих «кафолическая искренность», т. е. чистота догматов кафолической церкви; ибо если бы, говорит собор, они собрались, то обнаружилось бы, что по невежеству и напрасному упорству настаивают на тех мнениях, каких держатся; но поскольку они не имели дерзновения, то почти ничего не ответили. Итак, когда мы мирным образом сделали все то, что следовало нам сделать как епископам, а они обратились к нелепым и насильственным поступкам и злоумышлениям, то, говорят отцы, царскому человеколюбию предлежит позаботиться, чтобы кафолическая церковь, родившая их православием, воспитавшая в крепости веры, т. е. предавшая им твердую верy, была ограждена, дабы безстыдные люди не возгосподствовали над народом, наводя на него страх; ибо посредством убеждения не могут совратить его, то есть вовлечь в свое нечестие; ибо что производят те, которые устрояют незаконные собрания, известно из законов. Итак, просят оказать помощь не необычайную и не чуждую Писаниям, но такую, о какой упоминает и божественное Писание, именно приводят свидетельство из книги Деяний о святом Павле, где говорится, что и он соумышление людей бесчинных препобедил воинскою помощью: а помышлением безчинных, людей называют отцы или соумышления схвативших апостола в святилище, когда он очистился, и асийские иудеи возбудили против него народ, тысячник же, явившись с воинами, исхитил его из среды искавших убить его (Деян. гл. 21, ст. 26-40 и гл. 22), или заговор сорока иудеев, которые закляли себя ни я́сти ни пи́ти, до́ндеже убию́т Павла (Деян.23:12), ибо и тогда тысячник, узнав об этом, послал его с воинами в Кесарию к игемону Филику; или разумеют оба эти случая. Подобным образом и отцы просят, чтобы дано было охранение церквам в городах и других местах; чтобы соблюдаем был закон, изданный Феодосием Великим, о взыскании 10 фунтов золота с рукополагающих и рукополагаемых еретиков и тех, которые принимают их в своих имениях; чтобы закон этот имел силу и против донатистов, дабы, по крайней мере, из страха пени перестали производить расколы еретики, которые не исправляются страхом вечного наказания. Просят также возобновить и тот закон, по которому еретики не получали ни наследства, ни дара, и чтобы он имел силу и против донатистов; если же кто из них исправится, то по отношению к ним закон не должен иметь места; а если некоторые из донатистов уже были привлечены в суд из-за наследства, и если по лишении их, как еретиков, наследства или дара, или какого-нибудь перешедшего к ним имущества, и после того, как были призваны к суду, перейдут к кафолической церкви, то говорят отцы, таковым не должно верить, что они переходят по сознанию своей ереси, а не потому, чтобы не потерять имущества: пусть они не получают никакой выгоды от своего обращения. Потребна, говорят, помощь от властей каждой области, т. е. чтобы оказывали помощь церквам начальствующие в каждый области; ибо они суть властители (δυνάσαι) областей. Но мы, говорят отцы, даем посылаемым полномочное местоблюстительство, чтобы они просили и другого, если усмотрят что-нибудь нужным для церквей. Собор решил приготовить грамоты к царю и к начальствующим, чтобы они знали, что местоблюстители посланы в комитат, т. е. в царские палаты, с согласия отцев собора. А царей назвал благочестивейшими, т. е. вернейшими и христианнейшими, потому что они стоят за веру христиан.

Аристен. Рожденные в благочестии и воспитанные в вере цари должны подавать руку церквам. Поскольку,  когда был в нужде Павел, воинская рука разрушила соумышление бесчинных.
Церкви всегда нуждаются в союзе и в помощи благочестивых царей, которые и должны оказывать им таковую помощь, как передовые борцы за веру, дабы она не была в пренебрежении от еретиков или бесчинных людей; ибо и Павел разрушил соумышление бесчинных воинскою помощию.

Вальсамон. И то, что в настоящем собеседовании постановлено отцами о донатистах, есть частное дело, и не относится к устройству церквей; поэтому и не было нам нужды писать здесь толкование.