Top.Mail.Ru
Лествица - Правило 1
menu

Правило 1

Многократно и многообразно из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне (Мф.6:24), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима (Ис.40:2), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь… кровь ее взыщу от руки стража (Иез.33:6), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги.

Божественный апостол Петр, чью кафедру унаследовала Ваша братская святость, отверг таковых, как Симона-волхва. Потому мы не уклоняемся от того, чтобы возвещать истину, храня и соблюдая преподанное в правилах святыми апостолами и нашими достославными отцами, и, если кто-либо нарушил что-нибудь из этого, мы такими гнушаемся. Ваше братское священнолепное архиерейство, законно и по воле Божией руководя иерархическим служением, пользуется славой у всех. Ибо Великий и первый Архиерей Христос Бог наш изрек через пророка: Живу Я, только прославляющих Меня прославлю (см. 1Цар.2:30). Я знаю, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей-духоборцев более терпима, чем эта. Ведь те вздорно разглагольствуют о том, что Святой Дух есть тварь и раб Бога и Отца, а эти, как представляется, делают Его своим рабом. Так, всякий владелец, если захочет, продает то, что имеет, будет ли это слуга или другое что из ему принадлежащего. Подобным образом и покупатель, желая стать владельцем покупаемого, приобретает то ценою серебра. Поэтому творящие беззаконное дело симонии низвергают Духа Святого, впадая в одинаковый грех с теми, которые богохульствовали о Христе, будто Он изгоняет бесов силой веельзевула (см. Мф.9:34), или, правильнее сказать, уподобляются Иуде-предателю, продавшему Христа богоубийцам-иудеям ценою серебра. Но Святой Дух единосущен Христу Богу нашему, а потому всякому ясно, что их ждет та же участь, как доказано.

Ведь если Дух с легкостью продается (а совершенно ясно, что этого не может быть), то нет в них благодати Святого Духа, т. е. святыни священства, они ее и не получили, и не имеют. Пусть такие вспомнят святого Петра, который покусившемуся на это говорит: Нет тебе в сем части и жребия (Деян.8:21). В самом деле, если достоинство священства продается, то, следовательно, излишен для них благочестивый образ жизни и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, божественный апостол, учащий, что: епископ должен быть непорочен, целомудрен, честен, учителей, воздержан, трезвен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (см. 1Тим.3:2; Тит.1:8–9). Для продающего и покупающего священство все это исчезает.

Приведенные ниже отрывки, избранные из Святых Писаний, показывают, что совершенно чужд священства тот, кто дает или получает когда угодно, в любое время – прежде ли рукоположения или после него. Ибо взять, когда бы то ни было, значит взять. Кроме того, эти отрывки запрещают и производство в любую церковную степень за деньги.

29-е правило святых апостолов

Если епископ, или пресвитер, или диакон завладеет этим достоинством за деньги, да будет извержен и он, и тот, кто его рукоположил; и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв мною, Петром.

Из книги Деяний

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:18–23).

Из 3-й книги Царств

И Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжая ставить из народа священников высот; кто хотел, наполнял его руку и становился священником высот. Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли (3Цар.13:33–34).

Из 4-й книги Царств

И возвратился Нееман к Елисею сам и все сопровождавши его, и пришел, и стая пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; и ныне прими дар от раба твоего. И сказал Елисей: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар.5:15–16). И немного далее: И сказал Гиезий, слуга Елисея: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана Сириянина то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. И погнался Гиезий за Нееманом (4Цар.5:20–21). И немного ниже: И сказал Нееман: возьми два таланта. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд (4Цар.5:23). И далее: И сказал ему Елисей: откуда, Гиезий? И сказал Гиезий: никуда не ходил раб твой. И сказал ему Елисей: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? И ныне ты взял серебро, чтобы купить на него сады, и оливковые рощи, и овец, и волов, и рабов, и рабынь. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар.5:25–27).

Святого Василия из толкования на книгу пророка Исаии (из толкования 8-й гл.)

Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово чревовещателя, ибо не для обмана придуман закон, как те слова, но он учитель истины. Те прорицают за серебро, и всего смешнее то, что обманываемые в награду за ложь платят серебром. А это слово закона не таково, чтобы за него давать дары, потому что никто не продает благодать. Сказано: Даром получили, даром давайте (Мф.10:8). Видишь, как вознегодовал Петр на Симона, предложившего серебро за благодать Духа? Серебро твое, – говорит он, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян.8:20). Итак, слово евангельское не то что продажные слова чревовещателей. Ибо какое можно дать за него достойное вознаграждение? Послушай, как Давид в недоумении говорит: Что воздам Господу за все, что Он даровал мне (Пс.115:3)? Итак, невозможно дать за евангельское слово дары, равноценные подаваемой от него благодати. Один дар достоин – сохранение дарованного. Давший тебе сокровище требует не вознаграждения за дарованное, но достойного хранения данного.

Его же, из послания подчиненный ему епископам, т. е. из правила 90

Думают, будто бы не грешат, потому что берут не до рукоположения, но после. Но когда бы ни взять – все равно значит взять. Поэтому умоляю вас, оставьте этот доход, лучше же сказать – этот вход в геенну, и, оскверняя руки такими прибытками, не делайте себя недостойными совершать святые таинства.

Из жития святого Иоанна Златоуста

Виновник нашей пространной речи, обвинитель шести прочих епископов Евсевий, обратился ко всем епископам, прося принять его в общение. Некоторые из епископов возражали, что не должно принимать его, как клеветника. На это он, умоляя, говорил: «Поскольку дело в продолжение двух лет в большей своей части исследовано и дана отсрочка для свидетелей, то прошу ваше боголюбие, да будет мне позволено сегодня немедленно представить свидетелей. Ведь хотя и умер епископ Антонин, который взял золото и рукоположил, однако живы давшие и рукоположенные».

Присутствующий Собор признал справедливый рассмотреть дело. Рассмотрение начинается чтением записей о том, что произведено прежде. Вошли свидетели, вошли и шестеро давших деньги за рукоположение. Вначале они всё отрицали. Но поскольку свидетели, как миряне, так и пресвитеры, на которых те, по-видимому, полагались, упорно настаивали на своих показаниях, то обвиняемые хотя сперва отрекались, но когда свидетели стали обличать, напоминая им и место, и время, называя виды задатков и количество их, тогда, из-за упреков смущенной совести, они добровольно без особенного принуждения признались: «Мы дали деньги и стали клириками, полагая, что таков порядок, чтобы освободиться от общественной службы. А теперь просим: если неблагочестиво нам пребывать в служении церковном, то, по крайней мере, пусть нам вернут отданное золото, ведь мы отдали некоторые вещи наших жен».

На это Иоанн дал обещание Собору: «Я освобожу их от светского суда, упросив императора, а вы велите им получить то, что они дали, от наследников Антонина». Собор повелел, чтобы они получили у наследников Антонина свое золото, причащались в алтаре, но были вне священства, для того чтобы не возник, если их простить, иудейский или египетский обычай продавать и покупать священство. Говорят, что губитель и лжеименный патриарх иудейский каждый год или через год меняет начальников синагог ради сбора серебра; подобно поступает и его подражатель, патриарх египетских иудеев, да исполнится пророческое слово: Священники его за плату давали ответы и пророки за серебро волхвовали (Мих.3:11).

Здесь же приводится в качестве свидетельства правило IV Вселенского 2, прочти его в своем месте и в предыдущей послании Геннадия.

Из окружного послания патриарха Геннадия

Итак, да будет и есть отвергнут, и всякого священнического достоинства и служения чужд, и проклятию анафемы подвержен тот, кто думает приобрести благодать за деньги, и тот, кто обещает за деньги ее преподать, будь он клирик или мирянин, будет ли обличен в этом деле или нет. Ведь невозможно, чтобы непримиримое когда-либо примирилось, чтобы мамона пришла в согласие с Богом или служащие ей служили Богу. Принадлежит Владыке следующее неоспоримое изречение: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24).

22-е правило VI Вселенского собора

Епископов и каких бы то ни было клириков, рукополагаемых за деньги, а не после испытания и избрания за образ жизни, повелеваем извергать, равно как и рукоположивших.

Услышим это и выслушаем со вниманием все – не только архиереи, но и причисленные к клиру, и все живущие по вселенной. Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. (Евр.2:1). Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (см. 1Пет.1:18–19). Так научи нас, муж священнейший, следовать заповеданиям Писания, Евангелия, Апостольских посланий, правил и отцов. Ибо мы повинуемся словесам уст ваших. Взойди на высоту, возвысь с силою голос твой, ходи свободно, проповедуй с дерзновением, чтобы истреблено было и совершенно исчезло рукоположение за деньги и все, что по причине такого сребролюбия, несправедливости и торговли ради постыдной наживы за ним следует. А когда оно само и то, что ему сопутствует, будет истреблено из среды избранного народа, именем Христовым нареченного и даром получившего искупление, то и все последующие за этим пороком скверны будут искоренены и священники как финикс процветут, овевая спасающихся Христовым благоуханием и воспевая в честь Церкви победную песнь: Господь простил неправды твои (Соф.3:15), а также сладкими делая пожинаемые плоды, умножая их в старости честной и показывая наследниками оной блаженной и непорочной жизни.

 

Толкование по ссылке